Палеологовское возрождение


Палеолóговское возрождение, Палеолóговский ренессанс — период в истории византийского искусства с 1261 по 1453 год, времени правления династии Палеологов. Последний взлёт культуры в истории Византии. Характеризуется усилением антикизирующих тенденций и возрождением эллинистических традиций. Отсюда название.

Ранее культура Византии переживала этап Македонского возрождения (867—1056), также связанный с обращением к античным традициям. Новый этап интенсивного развития искусства был вызван отвоеванием у крестоносцев Константинополя и восстановлением Византийской империи при новой династии византийских императоров. 15 августа 1261 года Михаил VIII Палеолог, за три года до того коронованный в Никее, торжественно вступил в город[1].

Несмотря на непрочное экономическое и политическое положение Византии, императоры стали тратить значительные средства на восстановление Константинополя, строительство храмов и поддержание искусства. В обращении к эллинистической традиции и формам античного искусства византийцы увидели возможность возрождения былой славы, могущества и прославления империи. Уходили в прошлое строгая каноничность образов, застылость и фронтальность иератических изображений. «Возросло значение творческой личности, художники стали подписывать свои произведения. Изображения приобретали бóльшую эмоциональность и психологичность. В мозаиках, фресках, иконах мастера расширяли цветовую палитру, мягче, пластичнее, чувственнее трактовали форму»[2].

В изобразительном искусстве периода Палеологовского возрождения расширялись границы иконографии, в композициях на библейские сюжеты появлялись элементы пейзажа и конкретные бытовые детали, которые художники без стеснения переносили в историческую обстановку. Некоторые образы античных мозаик и рельефов византийские мастера повторяли почти без изменений. В поисках новых тем мастера всё чаще прибегают к апокрифическим Евангелиям (то есть не принятым официальной церковью)[3].

Помимо столичной, константинопольской школы, развивались провинциальные, обращавшиеся к собственным традициям. Тенденция усиления личностного начала в искусстве была связана с движением исихазма — мистического учения, достигшего апогея в XIV веке в иконописных мастерских Афона.

В эту эпоху дорогостоящая мозаика все чаще уступает место фреске. Однако именно в это время был построен и украшен знаменитый монастырь Хора, мозаики которого считаются непревзойденными памятниками палеологовской эпохи. Необычной эмоциональностью, чувственной трактовкой ликов отличаются образы Христа и Богоматери в мозаиках Деисуса южной галереи храма Святой Софии в Константинополе (1261).