Амброзианская Илиада


«Амброзианская Илиада» или «Илиас Пикта» (Милан, Амброзианская библиотека, Cod. F. 205 Inf.) представляет собой иллюминированную рукопись V века на пергаменте, и изображает всю Илиаду Гомера, включая батальные сцены и благородные сцены. Амброзианская Илиада считается уникальной, поскольку является единственным набором древних иллюстраций, на которых изображены сцены из Илиады, и рассматривается как пример перехода от греческой устной традиции к письменному слову[1]. Амброзианская Илиада состоит из 52 миниатюр, которые, по оценкам, были вырезаны из их оригинальной рукописи до XIII века, каждая из которых имеет цифровую маркировку. Сравнение текстов на странице с другими рукописями поздней античности (Vatican Vergil, Vienna Genesis)[2] заставило некоторых предположить, что эти миниатюры изначально были частью большой рукописи[3]. Эта рукопись отличается от других иллюстрированных рукописей отсутствием позолоты. Вместо этого автор (авторы) выбрал жёлтую охру, чтобы представлять золото в отдельных изображениях, то есть золотые кирасы благородных фигур и ореол Зевса (фолио XXXIV)[4].

Происхождение Амброзианской Илиады широко обсуждается, некоторые полагают, что она была изготовлена в Александрии, учитывая уплощённые и угловатые эллинистические[англ.] фигуры, что считается типичным для александрийского искусства в период поздней античности[5]. Другие считают, что она была произведена в Константинополе, в частности с 493 по 508 гг. н.э., когда были добавлены надписи, идентифицирующие предметы[6]. Этот временной интервал был разработан Рануччо Бьянки Бандинелли и основан на изобилии зелёного цвета на снимках, которые оказались цветом фракции во власти в то время[7]. Рануччо Бандинелли также заявил, что «Амброзианская Илиада» была бы дорогостоящей книгой для строго богатых покровителей, однако, как полагают, отсутствие металлов, использованных в рукописи, доказывает обратное[4].

Основываясь на палеографическом изучении греческого унциального письма рукописи, создание Амброзианской Илиады датируется 1 пол. V века (нашей эры), и, возможно, над ней работали несколько художников[8]. Каждое изображение было помечено кардиналом Анджело Май в его попытке вести учёт при изучении различных страниц в 1813 году, а в 1819 году он воссоздал изображения как гравюры[9]. Кардинал Май нанёс дополнительный урон при применении жестких химикатов к рукописи, чтобы прочитать её, из-за чего рисунки просочились сквозь страницы[3] Со временем краска испортилась, показав, что автор (авторы) сначала нарисовал фигуры обнажёнными, а затем нарисовал одежду, как на греческой вазе.[10].