Грамматическая школа (Великобритания)


Граммати́ческая шко́ла (англ. grammar school) — английское название основного типа средней школы Европы XVI–XIX веков. В этих школах преподавались латинский и древнегреческий языки, математика и ряд других наук. В Англии этот термин (лат. scolae grammaticales) появился к XIV веку на латыни, которой и обучали в этих школах. В других странах (в частности, в Германии, Российской империи) такие школы называли гимназиями, во Франции их называли лицеями[1].

В современной Великобритании grammar school — обычная средняя школа, имеющая общее с «классической гимназией» (какой она была в XIX веке) только по названию.

За полтора тысячелетия понятие Grammar School неоднократно переопределялось, подразумевая, на разных исторических этапах развития английской системы народного образования, разные её «конструктивные элементы». Изначально — школы латинской грамоты при монастырях, впоследствии — привилегированные учебные заведения (практический аналог понятию «гимназия»), — в XXI веке «grammar school» практически стало синонимом понятию «средняя школа».

На русский язык термин этот переводился в разные времена по-разному. Недостаток варианта «грамматическая школа» (его использует в том числе В. П. Лапчинская — автор статьи в БСЭ[2], а также научных работ по народному образованию в Англии[3]) в том, что возникает омоним с грамматической школой как категорией истории лингвистики.

Начиная со Средневековья в школах грамматики в Англии преподавали латынь, а позже и другие классические языки. Хотя до начала XIV века термин scolae grammaticales не использовался, сами школы появляются уже в VI веке — например, King’s School в Кентербери (основана в 597 году), и King’s School в Рочестере (осн. в 604).[4][5]. Школы эти были прикреплены к храмам и монастырям, обучая латыни — языку Церкви — будущих священников и монахов. Иногда к ним добавлялись и другие предметы, необходимые для богослужения, в том числе музыка и стихосложение (для литургии), астрономия и математика (для изучения церковного календаря) и право (для административных целей)[6].

С открытием первых университетов в конце XII века grammar schools стали вратами к изучению семи свободных искусств (англ. liberal arts), тривиальной предпосылкой чего было знание латыни. Обучение обычно продолжалось до 14-летнего возраста, после чего ученики направлялись в университеты и церкви. Первыми школами, независимыми от церкви были Винчестерский Колледж (основан в 1382) и Итонский колледж (основан в 1440). Они были тесно связаны с университетами, и как образец закрытых пансионов-интернатов (англ. boarding schools) стали национальными по сути[6][7]. Другим, отличающимся примером ранней grammar school, была школа в Бриднортеruen, основанная в 1503 цеховой корпорацией этого города.[8]