Гран-Гиньоль


«Гран-Гиньоль» (фр. Grand Guignol) — парижский театр ужасов, один из родоначальников и первопроходцев жанра хоррор. Работал в квартале Пигаль (13 апреля 1897 — 5 января 1963). Репертуар театра характеризовался преобладанием криминально-бульварной направленности, жёсткой и натуралистичной манерой игры и подачи материала. Его отличали установка на внешний эффект с расчётом на зрительский шок, поэтизация атмосферы подозрительности, насилия и «ужасов». По типу воздействия на аудиторию он приближался к паноптикуму.

Театр, названный именем традиционного персонажа лионского кукольного театра, был детищем импресарио Оскара Метенье (1859—1913). Значительная часть репертуара принадлежала перу Андре де Лорда (1869—1942), который подчас работал в сотрудничестве с именитым психологом Альфредом Бине. Метенье и де Лорд выводили на сцену проституток и уголовников, ужасая зрителя натуралистичностью сцен безумия и количеством проливаемой на сцене крови. Зрители зачастую падали на представлениях в обморок, и на такие случаи Метеньер держал в штате врача.

Хотя театр был наименее вместительным в Париже (293 места), в промежутке между мировыми войнами Гран-Гиньоль слыл одной из достопримечательностей французской столицы. Эстетике Гран-Гиньоля пытались подражать некоторые театры Лондона и США. Гран-Гиньоль как феномен массовой культуры пытались осмыслить многие теоретики театра, в том числе Николай Евреинов. В некоторых языках (прежде всего во французском и в английском) его имя стало нарицательным обозначением «вульгарно-аморального пиршества для глаз»[1].

Театр, обязанный названием персонажу французского театра кукол, был детищем журналиста и драматурга Оскара Метенье, переоборудовавшего псевдоготическую часовенку в тупике Шапталь (фр. imp. Chaptal, 20-бис), — мастерскую художника Ж.-А. Рошгросса, — в театр на 300 мест (исследователи с иронией замечают, что его в буквальном смысле можно было назвать «храмом искусства»)[2]. Символично, что Рошгросс был известен как художник, изображавший различные кровавые и батальные сюжеты с академической тщательностью и детализацией. По словам современников, он был одним из художников, превративших Парижский салон в морг[3].

Старая часовня была сохранившейся частью аббатства, разрушенного во время Великой французской революции, а после франко-прусской войны 1870 года она была переоборудована в художественную мастерскую. С целью создания особой «готической атмосферы» и замкнутости пространства перепланировка под нужды театра была сведена к минимуму. Зрители располагались в партере, в котором отсутствовали проходы (шесть рядов по 15-20 мест), на балконе (три ряда по 20-25 мест), а также в ложах (немногим больше десяти)[4].