График движения поездов


График движения поездов — это графическое отображение движения поездов на масштабной сетке, где на горизонтальной оси отображено время в минутах, на вертикальной расстояние в километрах, горизонтальными линиями самой сетки отображаются раздельные пункты. На графике также отображается дополнительная информация по поездам (номер поезда, серия локомотива, масса и длина поезда, перегонные времена хода поездов, станционные интервалы и т.д.)[1].

Является планировочно-исполнительным технологическим документом. Разработан в России, применён впервые в 1854 году на Петербург-Московской железной дороге[1].

График движения поездов является особой разновидностью графика движения на транспорте и используется во многих странах[2].

Согласно одному из определений, такт – равномерно следующие одно за другим движения; ритм. Станционные и межпоездные интервалы – это минимальные промежутки времени для выполнения операций приема и отправления поездов. Таким образом, тактовое движение – организованное движение попутно следующих поездов, отправляющихся с начальной станции через одинаковые интервалы времени[3].

На практике, введение тактового движения на Ленинградском направлении позволило организовать отправление ВСП «Сапсан» через каждые два часа из Санкт-Петербурга и Москвы в светлое время суток.

При этом размеры движения будут составлять 15 пар поездов в сутки, а количество предлагаемых среднесуточно мест − 15 450[3].