Локомотив


Локомоти́вжелезнодорожный тяговый подвижной состав, предназначенный для ведения по железнодорожным путям поездов и отдельных вагонов.[1]

Этимология слова происходит — от фр. locomotive[2], происходящий от лат. loco moveo «сдвигать с места»[3][2]. Либо от англ. locomotive, происходящий также от лат. lосō movēre «двигаться с места»[4].

В русском языке слово «локомотивъ» фиксируется в словаре В. И. Далем как заимствованное из французского «паровоз, паровая впряжная повозка» в конце XIX века (1881)[5]. В свою очередь, слово «паровозъ» им же фиксируется в 1865 году как производное от слова пар: «Парни́к, парови́к, паровоз»[6]. В 1882 году им же более подробно описывается: «Парова́я повозка (парово́з), бегущая силой паров; обычно к ней прицепляется тендер с топливом и ваго́ны, кареты для путников, или платформы, роспуски для клади и пр. ... Парово́зный поезд. Паровозный котел. Паровозничество, езда на пара́х и все к ней относящееся. Паробежная повозка, паровоз.»[7].

В Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона (1896) «локомотивъ» обозначается как «машина, сама себя передвигающая и при этом могущая тянуть за собою груз. Самая употребительная и наиболее в настоящее время важная из этих машин — паровоз, применяемый на железных дорогах для тяги поездов. Но в современной технике начинают приобретать значение многие другие типы локомотивов для передвижения по рельсовым путям, отличающиеся от паровозов... Локомотивы могут быть названы керосиновозами, электровозами и т. д. ... К настоящим же локомотивам принадлежат, кроме паровозов, так называемые локомотивы без топок, керосиновые и бензиновые, натровые, аммиачные и электрические. Локомотив без топки системы Ламм-Франка назначен для городских трамваев, для подземных железных дорог и вообще для всех тех случаев, когда желательно иметь двигатель, работа которого не сопровождалась бы выделением дыма и выбрасыванием искр и угольков.»[8].