Графтио, Генрих Осипович


Ге́нрих О́сипович Гра́фтио (14 [26] декабря 1869 (по другим данным 4 (16) января 1870)[1], Динабург — 30 апреля 1949, Ленинград) — русский инженер-энергетик, специалист по электрификации железных дорог, строитель первых гидроэлектростанций в СССР, академик АН СССР (1932).

Родился в семье железнодорожника, потомка дворянского рода из Нидерландов Осипа Ивановича Графтио. В 1888 году окончил Симферопольскую гимназию (по другим данным - Ришельевскую гимназию в Одессе)[2]. После смерти отца семья жила в Одессе («на Тираспольской улице, в доме Трандафилова»[3]), где в 1892 году он окончил физико-математический факультет Новороссийского университета и уехал в Санкт-Петербург. В 1896 году он окончил институт Корпуса инженеров путей сообщения и по 1900 год был за границей — изучал гидроэлектрические станции и электрические железные дороги в Европе и США.

В 1900—1917 годах проектировал и строил железные дороги, составил проекты электрификации железной дороги Крыма и Закавказья, электрификации Варшавского железнодорожного узла (1899)[4], ГЭС «Белый Уголь» на реке Подкумок (1903), ГЭС на реке Вуоксе (около 1905), на реке Малая Иматра (1905), на реке Волхов (1911), а также, по предложению городских властей Петербурга, спроектировал и организовал движение электрического трамвая в Петербурге, открытое 29 сентября 1907 года маршрутом протяжённостью чуть более двух километров (от Адмиралтейской площади по Конногвардейскому бульвару, затем через Николаевский мост на Васильевский остров и дальше по 8-й линии до Большого проспекта) и продолженное позже ещё двумя созданными Графтио трамвайными линиями. Под его руководством была построена центральная электростанция с тремя паровыми турбинами, пять электроподстанций, три вагонных парка, проложено более 100 километров линий электрических контактных проводов и оборудовано более 100 моторных трамвайных вагонов.

С 1907 года преподавал в Петербургском электротехническом институте, с 1921 года — профессор этого института.

В 1912 году вместе с инженером Е. Палицыным по заказу Российского Государственного Управления внутренних водных путей разработал проект гидроэлектростанции на Петропавловских порогах р. Волхов для снабжения энергией столичного железнодорожного узла. Но вмешательством «Общества электрического освещения 1886 года», снабжающим Петербург электроэнергией от своей тепловой станции, и опасавшихся негативных последствий возведения плотины землевладельцев, воплощение проекта было отложено на неопределённый срок. Убытки для государства составили свыше 1 миллиона золотых рублей.

В 1917 году разработал проект сооружения наземного «железнодорожного метрополитэна» от Балтийского вокзала до железнодорожной станции Удельная в Петрограде.