Гребенев, Алексей Иванович


Алексей Иванович Гребенев (22.02.1898, Вятская губерния — 04.04.1960, Москва) — военный лётчик, лётчик-испытатель, участник Первой мировой (мичман), Гражданской и Великой Отечественной войны, Генерал-лейтенант ВВС СССР, начальник штаба Главного управления серийного строительства авиационной техники ВВС СССР, кавалер многих орденов и медалей, в том числе — ордена Ленина.

Родился 22 февраля 1898 года в крестьянской семье. Место рождения: Вятская губерния, Орловский уезд, Шалеговская волость, деревня Фёдоровы. В 1916 году окончил Вятское Александровское реальное училище. Для оплаты дальнейшего образования работал летом 1916 года на лесосплаве и погрузке древесины. На заработанные деньги отправился в столицу и поступил в Петроградский политехнический институт. Призван в армию в феврале 1917 года. Определён в Гардемарины флота. Службу проходил во 2-м Балтийском флотском экипаже. 10 апреля 1917 года направлен на теоретические курсы гидроавиации в свою Альма-матер — Петроградский политехнический институт. После успешного окончания курсов 5 августа того же года произведён в мичманы. Обучение полётам проходил в Бакинской офицерской школе морской авиации. Летал на гидросамолётах авиаконструктора Григоровича. Окончил БОШМА в мае 1918 года.

В 1918 году добровольно вступил в Красную армию. Службу в РККА начал в 4-м Красном воздухоплавательном отряде в должности метеоролога. Занимался формированием авиационной группы, затем — автомобильной команды батальона связи. В должности командира автовзвода направлен на Западный фронт. В марте 1919 года возвращен на лётную работу — в должности лётчика-наблюдателя в 20-м авиационном отряде. В ноябре 1919 года вступил в ряды ВКП(б). 24.07.1920 с аттестацией "отлично" прошёл дополнительную подготовку в Московской авиационной школе. Летом 1920 года на Южном фронте участвовал в легендарном штурме Перекопа в составе 3-го Истребительного авиаотряда. С февраля 1921 года — командир 3-го истребительного отряда во время проведения Тифлисской операции. Стал единственным лётчиком, сумевшим в нелётную погоду поднять свой самолёт и долететь до Тифлиса. В крайне сложной горной местности совершил полёт к Сурамскому перевалу и разбомбил железнодорожные пути. В качестве награды получил от РевВоенСовета Отдельной Кавказской Армии золотые часы и почетную грамоту. Несмотря на очевидные заслуги, как бывший офицер Царской армии (мичман!), в мае 1922 года Алексей Иванович Гребенев был исключен из партии. (Восстановление в партии состоится только в 1942 году).

С 1922 по октябрь 1925 года — на преподавательской работе — служил в Москве инструктором, а затем начальником технического отдела 1-й Высшей школы военных лётчиков (бывшая Московская школа авиации). В честь 10-летия РККА 23 февраля 1928 года получил в награду именные золотые часы с гравировкой "Стойкому защитнику пролетарской Революции от РВС Республики". В декабре 1929 года окончил Военно-Воздушную Академию, получил звание инженер-механик воздушного флота.