Григорович И-1


И-1 «истребитель первый» («истребитель Либерти 400 лошадиных сил» ИЛ-400) - первый в СССР истребитель собственной конструкции, созданный российским и советским авиационным конструктором Дмитрием Павловичем Григоровичем под двигатель «Либерти» мощностью в 400 л. с. по заказу Военно-воздушных сил РККА. Прототип И-1 на летных испытаниях не достиг требуемых тактико-технических характеристик и подвергся глубокой модификации. Григорович создал новый самолет, которому был присвоен индекс «истребитель второй» И-2. После глубокой модификации новый самолет истребитель-моноплан Григоровича «истребитель второй бис» И-2 бис принят на вооружение ВВС РККА и запущен в серийное производство. Всего в серии выпущено 211 боевых машин различных модификаций.

Одноместный истребитель схемы моноплан разработан и построен Д. П. Григоровичем в рамках задания Военно-воздушных сил РККА на первый советский истребитель с двигателем водяного охлаждения «Либерти» мощностью в 400 л. с.

Серийные самолеты получили индекс И-1-М5, так как оснащались двигателем М-5 - советским лицензионным вариантом мотора "Либерти").

Планер представлял собой смешанную дерево-полотняную конструкцию, двигатель был полностью закрыт обтекаемым дюралюминиевым капотом. система водяного охлаждения была установлена между стоек шасси.[2]

Самолет имел деревянный двухлопастной винт фиксированного шага, открытую кабину летчика, неубирающееся в полете шасси и костыль в хвостовой части.

При испытаниях самолета И-1 весной 1924 выяснилось, что кроме проблем с охлаждением двигателя, машина не удовлетворяет требованиям в отношении скороподъёмности и довольно неустойчива в полете. Максимальная скорость И-1 мала — всего 230 км/ч, что меньше, чем у одноместных бипланов-истребителей, состоящих на вооружении Англии, Голландии, Польши, Франции и других капиталистических стран Европы — вероятных противников СССР. В 1927 году было принято решение, что самолет опасен для полетов и истребитель Григоровича И-1 снят с вооружения.