Грожан, Ромен


Роме́н (Роман) Грожа́н (фр. Romain Grosjean; родился 17 апреля 1986, Женева) — швейцарский и французский автогонщик, выступающий по французской гоночной лицензии;[3] чемпион серии GP2 (2011). В 2009 году и с 2012 по 2020 годы — пилот Формулы-1. Обладатель 10 подиумов (все завоёваны в период выступлений за команду Lotus). На данный момент является пилотом команды Andretti Autosport в IndyCar Series[4].

Женат.[5] У него и его супруги Марион есть сыновья Саша (род. 2013)[6] и Симон (род. 2015),[7] а также дочь Камилла (род. 2017).[8]

Впервые попробовал себя в автоспорте в 2000 году — приняв участие в ряде картинговых соревнований. Довольно быстро Грожан смог бороться на равных с лидерами пелотона разнообразных по статусу соревнований. В 2001 году выиграл чемпионат Франции в классе ICA, два года спустя дебютировал в гонках «формульного» типа, приняв участие в гонках 1,6-литрового класса серий Формулы-Рено в Швейцарии и Италии. Грожан быстро освоился на новой технике, выиграв несколько гонок и завоевав титул чемпиона швейцарского первенства. Следующие пару лет провёл на более мощной технике — во французской и европейской Формуле Рено 2.0. На второй сезон в доминирующем стиле выиграл младшее первенство, в общеевропейской серии Грожан также показывал неплохие результаты, но пропустил слишком много этапов, чтобы бороться за высокие позиции в общем зачёте. Успехи юного пилота заинтересовали автоспортивное подразделение концерна Renault, включившего его в свою программу поддержки молодых пилотов и обеспечив стабильное финансирование на длительный период карьеры.

2006-07 годы Грожан провёл в гонках на технике Формулы-3, сделав основной упор на евросерию. Первый год был потрачен на изучение новой техники, а на второй он вновь боролся за титул: одержав шесть побед в двадцати гонках основного сезона, смог переиграть в стабильности результатов Себастьена Буэми и Нико Хюлькенберга и завоевал титул. Единичные старты складывались менее удачно — в сумме пять раз приняв участие в зандвортском Masters и Гран-при Макао, Грожан ни разу не смог финишировать выше пятого места. Далее провёл два сезона в гонках на технике GP2, сходу выиграв разминочное азиатское первенство и в первый же сезон заняв четвёртое место в основном чемпионате. В 2009 году Грожан долгое время лидировал в личном зачёте, выиграл две гонки, но в середине чемпионата покинул серию, заменив в команде Renault в Формуле-1 уволенного Нельсиньо Пике. Франко-британская команда в сезоне 2009 года находилась в кризисном периоде своей истории и даже её лидер — Фернандо Алонсо — периодически не без труда боролся за попадания в очковую зону. Грожан, сев за руль второго болида без должного тестового наката, до конца сезона ни разу не финишировал выше тринадцатого места, запомнившись лишь участием в ряде аварий.