Громобой (фрегат)


«Громобой» — 53-пушечный трехмачтовый винтовой фрегат Российского императорского флота. Один из двух первых серийных парусно-винтовых фрегатов, построенных во время Крымской войны — первым был фрегат «Илья Муромец»[1].

21 июля 1853 года в адрес частной купеческой верфи в Гельсингфорсе были присланы документы с целью определения стоимости строительства фрегата. Для ведения переговоров, а также сопровождения документов и чертежей в Гельсингфорс послан капитан-лейтенант И. А. Шестаков, а наблюдать за строительством назначили корабельного инженера прапорщика А. А. Иващенко[2]. Для строительства фрегата были использованы чертежи и опыт эксплуатации фрегатов «Архимед», «Полкан» и «Мария». Договор на строительство между верфью и Морским ведомством Российской империи был подписан 8 июня 1854 года[3]. Стоимость строительства корпуса без установки внутренних переборок, такелажа, якорей и без обшивки корпуса медью, составляла 190 000 рублей золотом[2].

К строительству приступили 23 февраля 1855 года[3]. Строительством фрегата занимались приглашённый в 1854 году в Россию датчанин инженер-кораблестроитель К. К. Попп[4] и кораблестроитель верфи Якобсон. Для постройки корпуса была использована сосновая и еловая древесина, а шпангоуты изготовлялись из дуба[2]. 28 февраля фрегат зачислен в списки Балтийского флота Российской империи под названием «Громобой»[5]. Первым командиром фрегата назначен капитан 1-го ранга П. В. Воеводский[6]. Официальная закладка прошла 3 апреля. Позже, так как прапорщик А. А. Иващенко был отозван в Кронштадт, то наблюдать за строительством сначала, прислали старшего корабельного инженера Свеаборгского порта А. К. Рихтера, а в мае целую комиссию под председательством корабельного инженера подполковника А. Х. Шаунбурга. Из-за бомбардировки Свеаборга 28 и 29 июня англо-французской эскадрой, работы по строительству корпуса были приостановлены на некоторое время[5]. После их завершения, приёмкой корпуса занималась комиссия во главе с полковником С. И. Чернявским с 28 апреля по 2 мая 1857 года[6]. Спуск на воду состоялся 8 июня этого же года[3].

В середине июля корпус фрегата был доставлен по морю в Кронштадт и введён в док Петра I[6]. В августе 1857 года пришлось передать гребной винт на фрегат «Аскольд», так как он погнул свой винт во время испытаний[7]. К 8 октября, когда фрегат вывели из дока, на нём были смонтированы: забортная арматура, части рангоута, рулевой механизм, гребной вал и винтовая группа. Новый гребной винт был изготовлен на заводе наследников Его императорского высочества герцога Лейхтенбергского. 11 февраля 1858 года фрегат осмотрел генерал-адмирал Константин Николаевич[6].