Грузовой порт (Нижний Новгород)


Нижегородский речной грузовой порт — грузовой порт, находившийся на Стрелке в Нижнем Новгороде (ранее Горьком), на слиянии двух рек Волги и Оки, в настоящий момент ликвидирован[1], в связи с появлением нового стадиона для ЧМ по футболу в 2018 году. Планируется перенос грузового порта и дальнейшее развитие его функций на новом месте[2].

На протяжении всей истории своего существования грузовой порт на Стрелке являлся одним из ключевых звеньев международных транспортных коридоров «Север — Юг» и «Восток — Запад» европейской части России. Нижний Новгород — это крупнейший транспортный узел в Приволжском федеральном округе России и речной грузовой порт — является его важной составляющей. Порт на Стрелке был представлен тремя грузовыми районами, как со стороны Волги, так и стороны Оки, с соответствующими названиями — Центральный, Волжский и Окский.

До 2017 года нижегородский грузовой речной порт занимался добычей речного песка в промышленных масштабах, хранением и транспортировкой различных грузов.

Нижегородский порт имел 9 русловых месторождений песка в акватории реки Волги от Васильсурска до Нижнего Новгорода и в Дуденеве на Оке. Разработка этих месторождений позволяла максимально сократить расстояние перевозки до строящихся объектов.

Основная масса транспортируемых товаров — это также минеральные и строительные грузы: камень, металл, железобетонные изделия, соль, уголь, шлак, удобрения, другие материалы и сырьё. Ежегодно порт перемещал около полутора миллионов тонн грузов, в навигационный период добывал и перевозил более двух миллионов тонн речного песка из русла реки, при этом перегружалось около 700 тысяч тонн обогащённой песчано-гравийной смеси и щебеночных материалов.

Для перегрузки песка и других грузов в грузовом порту Нижнего Новгорода использовалось несколько портальных кранов (ныне демонтированных)[1].