Грушецкий, Антон Антонович


Антон Антонович Грушецкий (польск. Antoni Gruszecki; 1734, Почаев — 1798, Супрасль) — польский художник, базилианский монах из Почаева, профессор живописи Краковской академии (1760—1770)[3]. Художник короля Станислава Понятовского[4]. Расписывал Новый замок и Фарный костёл в Гродно, костёл в Розаныстоке (Польша) и другие. Также работал под псевдонимом Домбровский[4].

Живописи обучался во Львовской академии у К. Радзиловского и известного в то время живописца Станислава Строинского. Некоторое время работал у Валерия Ржевуского в Подгорцах (Бродовский район). Также писал портреты и картины религиозного содержания для местных церквей.

В 1760 году поселился в Кракове, где работал под псевдонимом Домбровский, писал портреты и картины на религиозные и мифологические темы. В Кракове работал в Страдоме (район Кракова) и Альверне. С 1760 по 1770 гг. — ректор и профессор живописи Краковской академии.

С 1771 по 1774 гг. провёл в монастыре базилиан в Супрасли, где писал фрески для местной лавры, а также расписал потолок в трапезной монастыря. Красивую живопись на потолке, не говоря уже о прочих, представляет его «Пляска смерти». В 1774 году на его творчество обратил внимание король Речи Посполитой Станислав Август Понятовский, во время своего пребывания в Супрасле.[4] Антон Грушецкий подарил несколько своих картин королю, которые тот «любезно и благодарно принял», для своей личной коллекции. По приглашению короля Грушецкий поступил на королевскую службу в Гродно. В этот период он писал в основном светские композиции (зачастую вдохновлённый современной французской графикой), а также расписывал фронтоны во дворце в Городницах (Гродно), Новый замок.

В 1792 г., по причине болезни, Грушецкий покидает Гродно. Он провёл остатки своих дней в Супрасле, где продолжил писать иконы. В Супраслетском монастыре он и умер в 1798 г.. А. Грушецкий принадлежал к художникам эпохи Просвещения, чьи работы заслуженно вывешены в королевской галерее в замке в Варшаве.[4]

Антон Грушецкий в Гродно расписывал дворец гродненского старосты и надворного подскарбия литовского Антония Тизенгауза, другом которого являлся. Дворец размещался на площаде Городницы. Грушецкий в нём был и художником, и декоратором.[5] Писал также иконы для королевской галереи, сотрудничал с Супрасльской типографией Супрасльского базилианского монастыря во второй пол. XVIII в., уже будучи профессором живописи.[6] В то время эта типография была развитым интеллектуальным центром ВКЛ, основанная в 1690-м году, размещалась в Гродненском повете. В ней Грушецкий создавал алтарные картины. Его работы есть в музее православного монастырского комплекса в Супрасле.