Гуго из Пуатье (хронист)


Гуго из Пуатье́, или Гуго Пуатевинский, он же Гуго из Везле́ (фр. Hugues de Poitiers, лат. Hugo Pictavinus, или Hugo Vezeliacensis; около 1102 — после 1167[1][2]) — бургундский хронист, монах-бенедиктинец из аббатства Св. Марии Магдалины в Везле́ (совр. франц. департамент Йонна), автор «Истории обители Везле» (лат. Historia Vizeliacensis monasterii)[3]. Его не следует путать со Святым Гуго из Пуатье (ум. 930), приором монастыря Анзи-ле-Дюк[англ.] (Бургундия — Франш-Конте)[4].

Происхождение не установлено, скорее всего, был уроженцем Пуатье или его окрестностей[5], и в юном возрасте постригся в аббатстве Св. Марии Магдалины в Везле́ при настоятеле Понсе де Монбуассье (фр. Ponce de Montboissier, 1138—1161), брате девятого аббата Клюни Петра Достопочтенного[6], славившемся своей образованностью и развернувшем кипучую деятельность по восстановлению монастырских зданий, пострадавших при пожаре 1120 года.

Получив в Везлейской обители образование, первоначально трудился писцом в её скриптории, а после 1140 года занимался составлением монастырского картулярия, состоящего в основном из королевских дипломов и папских булл, обосновывающих привилегии аббатства[6]. Возможно, являлся очевидцем того, как 31 марта 1146 года на праздник Пасхи, в присутствии ста тысяч человек Бернард Клервоский провозгласил в Везле начало второго крестового похода.

Между 1155 и 1167 годами по просьбе аббата Понса начал работу над латинской «Историей обители Везле» (лат. Historia Vizeliacensis monasterii)[7], закончив её уже при новом настоятеле Гийоме де Мелло (1161—1171), у которого исполнял обязанности секретаря[8].

«История обители Везле» (лат. Historia Vizeliacensis monasterii, или Historia Vizeliacensis coenobii) Гуго из Пуатье, охватывающая события с 846 по 1167 год, дошла до нас в единственной пергаментной рукописи XII века[9] из библиотеки премонстрантского аббатства Сент-Мариен[фр.] в Осере (MS. Auxerre 227), в XVI столетии сильно повреждённой и утратившей несколько листов[8].

Основной целью труда Гуго являлось обоснование земельных и имущественных прав Везле́, гарантированных непосредственной зависимостью его от Святого Престола, а одной из главных тем — вековая борьба аббатства со своими главными врагами и, по совместительству, светскими патронами, влиятельными местными феодалами графами Неверскими, практически каждый год требовавшая вмешательства не только римских пап, но и французских королей и епископов[10].