Гуманистическая фотография


Гуманистическая фотография (фр. Photographie humaniste, англ. Humanist Photography) — жанр фотографии, получивший распространение в Европе и, прежде всего во Франции, после Второй мировой войны. Тесно связана с документальной фотографией, оригинальным направлением которой является[1]. Несмотря на то, что её представителей относят к так называемой Школе гуманистической фотографии (англ. School of Humanist Photography) и даже Французской школе гуманистической фотографии[2] (англ. French humanist photography school), они не сформировали целостного направления, мировоззрения[3], не находились в формализованных, чётко определённых строгих границах одного движения[4].

Генезис жанра связывают с левыми французскими политическими движениями 1930-х годов и последовавшими после мировой войны стремлениями к преодолению её последствий, воздействию на чувства простых людей, передаче повседневных деталей жизни[4]. По оценке искусствоведа Мартина Карузо, возникновение этого поджанра документальной фотографии вызвано реакцией на формалистические эксперименты модернизма, а также со стремлением к восстановлению после страданий и разрушений войны. К чертам гуманистической фотографии он отнёс сосредоточенность художественных интересов на жизни улицы, обыденных явлениях, недостатках общественного устройства, а также преимущественное использование чёрно-белой плёнки. В художественно-социальном отношении данный жанр искусства имеет некоторые общие черты с итальянским неореализмом в кинематографе[3]. Искусствовед Дарья Панайотти выделяла следующие черты направления: «внимание к повседневной жизни, простому человеку; предпочтение документальной и прессфотографии как жанров, воплощающих идею о художественной самодостаточности и общественной самоценности фотографического медиа; подразумеваемая инкорпорированность снимков в большой нарратив, большую „картину мира“»[5].

К ведущим мастерам, отдавшим дань в своём творчестве гуманистической фотографии, относят Анри Картье-Брессона, Андре Кертеса, Августа Зандера, Робера Дуано, Эллиотта Эрвитта, Эдуарда Буба, Уильяма Юджина Смита[6][4]. При этом вклад и идеи (см. решающий момент) Картье-Брессона признаётся наиболее весомым. Отмечая его роль в развитии фотографии Карузо писал: «Подобно многим современникам Картье-Брессон поставлял в популярные журналы своего времени изображения, говорившие об общезначимом состоянии человека, и запечатлевал примечательные и эмоционально привлекательные вещи в сценах, взятых из повседневной жизни»[3]. Многие из представителей направления имели отношение к деятельности Magnum Photos — международного фотоагентства и агентства (кооператива) фотографов, ставящего своей целью распространение репортажных снимков в печати[1].