Гу Кайчжи


Гу Кайчжи́ (кит. трад. 顧愷之, упр. 顾恺之, пиньинь Gù Kǎizhī , Wade-Giles: Ku K’ai-chih; ок. 344—406) — китайский художник.

Гу Кайчжи традиционно считается основателем китайской живописи. Сегодня известны имена художников, творивших до него, однако Гу Кайчжи вошёл в историю китайского искусства как крупный реформатор живописи, стоявший у самых её истоков.

Художник жил во времена правления династии Цзинь (265—420), которая объединила земли, создав государство на юге страны, в районе нынешнего города Наньцзиня. С именем государства Цзинь связаны наши представления о первых китайских каллиграфах, художниках и теоретиках живописи. Гу Кайчжи был настолько известным человеком, что его жизнеописание включено в «Цзинь шу[англ.]» (《晋书》, «История государства Цзинь»), которая составлялась в VII веке. Анекдоты и легенды о его жизни вошли в знаменитый сборник V века «Новое изложение рассказов, в свете ходящих[англ.]» (《世说新语》), собранный Лю Ицинем, и отчасти послуживший основой для составления его позднейшей биографии. Из этих исторических источников вырисовывается весьма неполный и чрезмерно анекдотичный портрет художника.

Древний биограф отмечает, что Гу Кайчжи был очень эксцентричным человеком, чудаковатым, преисполненным наивного самомнения, верящим в чудеса и волшебство.

Например, описывается история, как один из его друзей, которому Гу Кайчжи послал запечатанный ящик со своими картинами, аккуратно его вскрыл, вытащил картины и восстановил печати. Когда Гу Кайчжи пришёл к нему и увидел, что печати на месте, а картин нет, он высокопарно заявил: «Совершенные творения живописи способны становиться бесплотными, и исчезать подобно небожителям». В другой истории описывается, как тот же приятель, — Хуань Сюань, подарил Гу Кайчжи ивовый листочек, под которым прячутся цикады, и сказал, что если Кайчжи будет накрываться им, то тоже станет невидимым. Художник поверил, и очень дорожил этим листочком, а Хуань Сюань всякий раз ему подыгрывал, когда художник им накрывался и становился «невидимым». Биограф сообщает также, что Гу Кайчжи «был хвастлив сверх всякой меры. Зная это, молодежь нарочно начинала превозносить его, чтобы позабавиться его пустым хвастовством». В официальной биографии отмечается талант острослова, который был присущ художнику: «Кайчжи обожал остроты и колкости, и пользовался за это всеобщей любовью» (в культуре «людей ветра и потока» — фэнлю (風流), к которой принадлежал мастер, игра тонкими оттенками смыслов слов была любимым развлечением). В традиционной биографии приводится и обязательная любовная история. В ней рассказывается, как Гу Кайчжи влюбился в соседскую девушку, не отвечавшую ему взаимностью. «Тогда он нарисовал на стене её портрет и в сердце воткнул колючку. Девушка тотчас почувствовала боль, и когда Кайчжи вновь признался ей в любви, уже не отвергала его. Он незаметно вынул колючку из её портрета, и боль у неё прошла».