Дальневосточное морское пароходство


Дальневосто́чное морско́е парохо́дство (ДВМП, англ. Far-Eastern Shipping Company, FESCO) — одна из крупнейших российских судоходных компаний. Полное наименование — Публичное акционерное общество «Дальневосточное морское пароходство». Головная компания транспортной группы FESCO. Штаб-квартиры — в Москве и Владивостоке.

Датой основания пароходства считается 25 апреля 1880 года, когда из Одессы во Владивосток прибыл пароход Добровольного флота «Москва». С него началось регулярное русское торговое мореплавание между портами европейской России и Дальнего Востока. Судно прибыло с более чем 980 тоннами груза, из которых 800 тонн принадлежали 12 частным фирмам. Грузы были адресованы во Владивосток, Николаевск-на-Амуре и Дуэ на Сахалине. Агент Василий Есипов, прибывший на пароходе, создал местное агентство, которое превратилось в управление делами Добровольного флота на Дальнем Востоке[3].

В июне 1880 года на Дальний Восток из Одессы прибыл второй пароход Добровольного флота. Им стал «Владивосток» под командованием капитан-лейтенанта Воронова. Судно было зачислено на баланс агентства Добровольного флота во Владивостоке. 13 августа 1880 года пароход «Россия», третьим из судов Общества, совершил заход во Владивосток, доставив 1350 тонн продовольствия, детали двух разобранных миноносцев для Сибирской военной флотилии, 59 офицеров, 994 солдата и 19 гражданских лиц.

С 1883 года, в соответствии с заключенным с правительством соглашением, пароходы Добровольного флота начали доставлять на Дальний Восток переселенцев. За первые 10 лет существования морской линии судами было перевезено 22 243 переселенца, свыше 39 тысяч пассажиров и военнослужащих, а также доставлено более 84 тысяч тонн грузов различного назначения. Добровольный флот на Дальнем Востоке стал основным морским транспортным предприятием, который обеспечивал внутренние и внешнеторговые связи края[4].

С 1891 года Добровольный флот стал основным грузоперевозчиком для строящейся Транссибирской железнодорожной магистрали. Были доставлены миллионы тонн грузов — рельсы, шпалы, специальное оборудование и фермы моста через реку Амур.

Государственная поддержка поспособствовала росту численности судов Добровольного флота: к 1914 году их насчитывалось 45. К началу ХХ века он был на втором месте после Русского общества пароходства и торговли (РОПиТ) среди отечественных пароходных компаний. В Русско-японскую войну четыре парохода Добровольного флота стали вспомогательными крейсерами, а семь — военными транспортами и госпитальными судами.