Дагестанская литература


Дагестанская литература — часть культуры народов Дагестана, а также мировой литературы. Литература народов Дагестана развивается на аварском, даргинском, кумыкском, лезгинском, лакском, ногайском, табасаранском, татском и русском языках[1].

Каждая из этих литератур складывалась своеобразно — в зависимости от социально-экономического и культурного развития того или иного народа, однако все они обладают общими чертами, возникшими в многовековом процессе консолидации народов Дагестана. Богатое устное народное творчество дагестанцев — эпические и лирические песни, сказки, предания и легенды, пословицы и поговорки — отражает историю народов Дагестана. Лакская песня «Парту Патима», повествующая о борьбе против татаро-монгольских захватчиков в XIII—XIV вв., аварская песня «О разгроме Надиршаха», в которой показана сплоченность горцев в борьбе против иран. завоевателей, проникших в глубь страны в сер. XVIII в. В сказках народов Дагестана, в героическом эпосе, в исторических песнях встречаются мотивы песен и сказок народов Сев. Кавказа, Азербайджана, Грузии, Восточной Европы, а также Средней Азии и Ближнего Востока.[2]

В X веке широкое распространение получили жанры религиозной литературы на арабском, турецком и персидском языках: агиографические памятники («История Абу Муслима»), хроники («Дербеннаме», «История Дербента и Ширвана»), мевлюты (о жизни пророка Мухаммеда), назидательные произведения и так далее.

Начиная с XVIII века в аварской, а затем и в других литературах на основе арабской графики сформировалась система письма (Аджам).

В конце восемнадцатого — начале одиннадцатого веков влиятельная арабоязычная традиция постепенно сменилась поэтическим творчеством на национальных языках. В качестве примеров литературных представителей этого периода можно назвать кумыков Эндерейли мама Гиши, Яхсайли Юсиф Кади; Табасаран Калук Мирза, Гаджи Саид Зирдаглы; ногайцев Саркабая Крымлы, Исмаила Мажарлы; татов Илишайгу Бен Шомойлу, Ливи Бен Мишинаг Диму и др. В этот период широкое распространение получила устная поэзия, тесно связанная с фольклором. Во второй половине XIX века начали формироваться национальные литературы, а именно поэзия аварцев, даргинцев и лезгин. Значительную роль в формировании жанров прозы сыграли очерки дагестанских просветителей. В литературе начала XX века преобладала острая социальная проблематика, звучали призывы к обновлению традиционной формы быта.

Первая типография в Дагестане была создана в 1902 году в Темир-Хан-Шуре, а хозяином типографии выступил Магомед-Мирза Мавраев.[4]