Татский язык


Та́тский язы́к (самоназвание: зухун тати, zuhun tati, zuban tati, parsi) — название, принятое для обозначения группы диалектов татов-мусульман, горских евреев и армяно-татов. Многие исследователи считают их самостоятельными языками. В Дагестане обладает статусом одного из официальных языков. Мусульманско-татский, напротив, является исчезающим и вытесняется азербайджанским в Азербайджане[3][4], классифицируется как «язык в серьёзной опасности исчезновения» по критериям «Атласа языков мира в опасности», изданного UNESCO[5].

Принадлежит к западной подгруппе иранских языков. Распространён в Азербайджане и России (Южный Дагестан). Число говорящих в России ок. 3 тыс. человек (2002 г., перепись)[6]. Число говорящих в Азербайджане точно не известно.

Варианты названий — «зуһун тати», «парси», «фарси» или по названию местности, напр. «лахыджы» от названия с. Лахыдж. В Азербайджане распространён в Апшеронском, Губинском, Шабранском, Хызинском, Сиазаньском, Исмаиллинском и Шемахинском районах; в России — в Южном Дагестане.

Некоторые учёные считают татский язык диалектом персидского языка (лахджа-йе тати)[7]. От современного персидского он отличается наличием ротацизма (соответствием в известных положениях звука «r» персидскому «d»), обычным отсутствием изафета, сохранением ряда исконных среднеперсидских архаизмов, сохранение иранского v- в начальной позиции. В грамматике — препозитивная качественная определительная конструкция, отсутствие местоименных энклитик, наличие ряда вторичных личных и неспрягаемых форм глагола, аналитических по происхождению. Испытывает структурное и лексическое влияние азербайджанского языка. В своей лексике татский язык также весьма близок к персидскому, с соответствующим учётом фонетических изменений. Из двух типов определительной конструкции, известных иранским языкам, в татском языке более распространён тип с препозицией определения, структурно совпадающий с аналогичной конструкцией в талышском языке[8][9].

Исторически татский язык восходит к среднеперсидским говорам переселенцев в Закавказье, испытавшим в дальнейшем мощное воздействие со стороны северо-западного иранского языка азери и позднее тюркского азербайджанского языка.

Изучение персидской литературы созданного средневековыми авторами Закавказья (Хагани) выявляет в них наличие ряда особенностей, присущих татскому языку[10]. Это говорит о том, что прототип нынешнего татского языка начал складываться в Закавказье в XI—XII вв.