Дальзавод


AO «Центр судоремонта „Дальзавод“» — российское судостроительное и судоремонтное предприятие, находящееся в городе Владивосток на северном побережье бухты Золотой Рог. Основано в 1887 году. Входит в состав Дальневосточного центра судостроения и судоремонта Объединённой судостроительной корпорации (ОСК).

В 2012 году по решению собрания акционеров было решено объединить мощности 178-го судоремонтного завода и Дальзавода. Часть территории бывшего «178 СРЗ» подвергнется рекультивации в рамках проекта «Редевелопмент берегового фасада бухты Золотой Рог», находящиеся на этой территории производственные мощности будут перенесены на территорию бывшего ОАО «Дальзавод»[1]. Вдоль побережья бухты будут возведены торговые центры, пивной ресторан, гостиница и СПА-центры. Территория от сухого дока имени Цесаревича Николая до КПП бывшего Дальзавода будет разделена на общественно-рекреационную, торговую и офисно-жилую зоны[2].

Из-за вторжения России на Украину предприятие внесено в санкционный список всех стран Евросоюза[3], США[4], Великобритании, Японии[5] и ряда других стран[6].

С основания в 1860 году Владивостока, как военно-морского поста, возникла необходимость в ремонте и обслуживании кораблей, приходивших из Центральной России. В 1887 году для обеспечения постоянного ремонта и поддержания боевой готовности кораблей на территории Военного порта Владивостока началось строительство артиллерийских и минно-торпедных мастерских, которые в дальнейшем стали известны как Механический завод (эти работы закончились в 1905—1910 годах). В то время постройки получили название судоремонтных мастерских Военного порта. Точной датой основания завода считается 14 (26) октября 1887 года — об организации нового завода сообщила 25 октября 1887 года газета «Владивосток»[7].

В 1891 году на заводе был собран первый плавучий док. В 1897 году был построен сухой док, названный в честь цесаревича Николая, который присутствовал при его закладке. С введением его в строй для завода стал возможен судоремонт любой степени сложности. Этот док существует до сих пор и известен как «сухой док № 3»[7].

Первым каменным зданием будущего «Дальзавода» стало здание механического завода, где располагались слесарные мастерские и управление (ныне в этом здании находится центральный склад). На выставке проектов 1902 года это здание за свои архитектурные достоинства удостоено серебряной медали[7].