Акхит


До нас дошли три таблички угаритского письма (C17=KTU, I.17, C18=KTU, 1.18 и C19=KTU, I.19), частично сохранившие поэму «Об Акхите». Записаны писцом Илимильку со слов верховного жреца Аттинпарлану по приказанию царя Угарита Никмадду II в конце XIV в. до н. э.

У справедливейшего царя Данниилу не было наследника. Шесть дней он молил богов, чтобы дали они ему сына. На седьмой день явился к нему Балу и передал, что отец его, бог Илу, выполнит просьбу правителя. Так и произошло: в назначенное время у Данниилу родился сын, названный Акхитом. Когда мальчик возмужал, бог-оружейник Пригожий-и-Мудрый создал для Акхита охотничий лук. Этим-то луком и пожелала овладеть богиня Анату. Вначале она предлагала Акхиту за лук серебро и золото. Не получив согласия, предложила бессмертие. Но Акхит отказался от этого дара, сказав, что его постигнет та же участь, что и всех людей: «[и, как] умирает каждый, я умру, и я умереть умру!»[1]. Рассердилась тогда Анату и угрозами заставила Илу разрешить ей расправиться с Акхитом. Вместе с Йатпану наслала она на Акхита стаю орлов, которые растерзали его. На семь лет после этого погрузилась земля в траур — страшную засуху вызвал проклятием своим Данниилу. По просьбе Данниилу, Балу ломает орлам крылья. Данниилу вспарывает им животы, но только во чреве матери орлов Цамалу находит мясо и кости сына. Балу обратно возвращает орлам крылья, и они улетают. Данниилу же, как положено, оплакивает и хоронит Акхита. Дочь его и сестра Акхита Пугату находит Йатпану, дабы отомстить за брата. Что было дальше — в найденных записях не сохранилось.

В образе Акхита можно обнаружить черты земледельческого мифа об умирающем и воскресающем боге[2]. Более древний слой указывает на первобытные обряды инициации[3]. Историческая основа не ясна и прослеживается лишь в связи с отцом Акхита Данниилу[4].

В книге пророка Иезекииля упоминается Даниил (Иез. 14:14, 20, 28:3). Некоторые учёные связывают этого Даниила, с Данниилу из этой поэмы[5].

Затронутый в поэме «Об Акхите» вопрос о жизни и смерти находит свои параллели в таких образцах древней литературы как «Эпос о Гильгамеше», «Песнь Арфиста», «Книга Экклезиаста», «Одиссея» Гомера[6]. Угаритский эпос даёт ответ через превалирование морального императива над бренностью земного существования. Отказ Акхита от бессмертия — «подвиг, обусловленный желанием героя следовать нравственно-этическим нормам общества и велениям существующего миропорядка»[7]. Сам «герой расценивает предложение 'Анату как „оковы“, то есть попытку обманным путём лишить его свободы»[8].