Дантянь


Дантянь, или даньтянь (丹田, пиньинь dāntián) — сложное слово; первый иероглиф имеет буквальные значения «пилюля/эликсир», а также «киноварь» и «красный»[1], а второй — «поле», а также «возделывать поле» и «взращивать»[2]. Это важные для медитативных и физических техник, таких как цигун, и боевых искусств, таких как тайцзицюань, а также в традиционной китайской медицине, координационные центры ци в нижней части живота, районе сердца и голове.[3][4][5]

В разных школах цигун используются разные локализации и термины. Разница заключается в направленности упражнений, цели в эффекте или специальных акцентах. Например, есть школы, в которых средний даньтянь располагается за солнечным сплетением, а верхний — в груди.[6]

Термин «даньтянь» в контексте китайских и других боевых искусств, включая цигун, обычно относится к нижнему даньтяню, который считается основой укорененного стояния, заземления, дыхания и осознания тела. Нижний даньтянь был метафорически описан как «корень древа жизни».

Разговор о нижнем из трех энергетических центров часто приводит к взаимозаменяемому использованию термина «даньтянь» с японским словом «хара» (腹; китайский: fù), что просто означает «живот». В китайских, корейских и японских традициях даньтянь считается физическим центром тяжести человеческого тела и местом внутренней энергии (ци). В японской традиции мастер, владеющий японской акупунктурой[7], каллиграфией, фехтованием, чайной церемонией и боевыми искусствами, считается обладающим «актерским мастерством хара».

В рамках китайской медицинской теории нижний даньтянь соотносится с основным инстинктом или самосохранением, так как связан с изначальной сущностью и семейным наследием Цзин. Эта область также ассоциируется с тантрической чакрой свадхистхана. В философии йоги считается, что данное место является центром праны, которая излучается наружу на все тело.[8]