Ци


Ци, иногда чи (кит. трад. , упр. , пиньинь ; в японском варианте — ки яп. 気 ki, иногда кэ; англ. qi или ch’i) — одна из основных категорий китайской философии, фундаментальная для китайской культуры, в том числе и для традиционной китайской медицины. Чаще всего определяется как[1][2][3] «пневма», «эфир», «воздух»  (англ.), «дыхание», «энергия»  (англ.), «жизненная сила»  (англ.). Ци выражает идею фундаментальной[4], континуальной, динамической, пространственно-временной, духовно-материальной и витально-энергетической субстанции[1], которая лежит в основе устроения Вселенной, где всё существует благодаря её видоизменениям и движению[4]. Противоположным понятием является ли[1].

Принято выделять 3 смысловых уровня понятия — космологический (ци как универсальная субстанция вселенной), антропологический (ци как наполнитель человеческого тела, связанный с кровообращением) и психологический (ци как психический центр или «сердце» — синь, находящийся под влиянием воли и регулирующий чувство)[1]. Общим для всей китайской философии является рассмотрение ци как бескачественного первовещества («Великого начала»), соответствовавшего первой фазе развития вселенной. Дифференциация этого первовещества происходила в форме инь и ян, а также пяти элементов (у син)[1].

На распространение понятия ци оказал существенное влияние основатель неоконфуцианства Чжу Си (1130—1200), который считается второй (после Конфуция) фигурой в истории китайской мысли. Согласно его учению, всё сущее вокруг пронизывает ци и ли. Ли (или дао) люди и вещи получают в момент своего зарождения, ли определяет природу вещей. Ци вдыхает в них жизнь, ци — дыхание самой природы, источник силы всего, что существует. Ци отождествляется с инь и ян[6]. Правильная циркуляция ци создаёт гармонию, напротив, недостаток ци приводит к прекращению всякого движения. В организме человека правильная циркуляция ци обеспечивает успех и здоровье, а недостаток ци приводит к болезням и смерти.

В традиционной китайской медицине термином «ци» могут обозначаться любые субстанции, участвующие в жизнедеятельности организма или поддерживающие функциональную активность органов и тканей. Вдыхаемый воздух также называется ци. В различных трактатах движение ци уподобляется движению по кругу без начала и конца, при этом предупреждается, что законы её циркуляции не позволено нарушать никому[4].

Ци, двигаясь по внутренностям человека, согревает его плотные органы чжан и полые органы фу, а снаружи увлажняет кожу через поры. Таким образом, все виды циркуляции осуществляются по сосудам, коллатеральным связям и по различного вида каналам (собственные каналы-цзин иньских и янских органов, сухожильно-мышечные, подкожные каналы и т. д.). Иньские сосуды питают пять органов-хранилищ чжан, а янские сосуды питают шесть органов-чертогов фу[4].