Неоконфуцианство


Неоконфуцианство (кит. трад. 宋明理學, упр. 宋明理学, пиньинь Sòng-Míng lǐxué, сун-мин ли сюэ) — западное название синкретической китайской философской системы, сформировавшейся в XI—XVI веках (со времён династии Сун до династии Мин, что отражено в китайском названии школы). Эта система стала синтезом основных интеллектуальных традиций, существовавших в Китае того времени. Она оказала сильное влияние на интеллектуальную жизнь Японии, Кореи и Вьетнама.

Делая упор на конфуцианство, система неоконфуцианства интегрировала в себя элементы даосизма и буддизма.

Неоконфуцианству посвящена отдельная глава в «Истории Сун», написанной под редакцией Тогто и Оуян Сюаня в правление династии Юань. В ней она снова выступает под названием Даосюэ.

В самом общем смысле значение этого термина неоконфуцианство — это вся совокупность конфуцианских (или называющих себя таковыми) учений, созданных в Китае от XI в. до настоящего времени. В современной китайской литературе для обозначения реформированного конфуцианства часто используется калька с английского Neo-Confucianism 新儒家 (xīn rújiā). В более узком смысле, неоконфуцианство — это совокупность конфуциански ориентированных мыслителей от времён династии Сун до маньчжурской династии Цин. На это указывает второй термин: 宋明理學 (Sòng-Míng lǐxué).

Китайские самоназвания неоконфуцианства крайне многообразны. Современники и учёные, находившиеся в русле неоконфуцианской традиции, использовали совершенно иные определения:

Если классическое конфуцианство (хань сюэ) было преимущественно этико-политическим учением (лишь Дун Чжуншу вводил диалектику взаимодействия инь и ян), то неоконфуцианство обогащает учение Конфуция онтологическими и натурфилософскими построениями. Уже у Чжоу Дуньи мы встречаем понятие тайцзи (太極, великого предела), Чжан Цзай вводит в конфуцианство материальный принцип ци и онтологизирует принцип закона-ли, а Чжу Си развивает учение о реальности-ши (實).