Мухаммад ибн Исмаил ад-Дарази


Абу́ Абдулла́х Муха́ммад ибн Исмаи́л ад-Дарази́ (араб. أبو عبد الله محمد ابن إسماعيل الدرزي‎), также известен как Наштаки́н ад-Дарази (араб. نشتكين الدرزي‎; ум. ок. 1019—1020[1][3]) — один из основателей и эпоним религии друзов[3][4]. Иноверцы называют друзов так именно по имени Дарази. Сами друзы нередко негативно относятся к личности Дарази[4][5] и слово «друзы», как самоназвание не употребляют (часто воспринимают его, как оскорбительное). Они используют в отношении себя слово «муваххидун» (араб. موحدون‎), которое может быть переведено как «единобожники», а может быть переведено как «объединившиеся».

Ад-Дарази был тюрком или персом по происхождению[3], родился в Бухаре (совр. Узбекистан)[1]. Из-за того, что арабское письмо является консонантным, возможно несколько прочтений его нисбы (араб. الدرزي‎): ад-Дарази, ад-Дурзи, ад-Дурузи[3].

Согласно аз-Забиди, нисба «ад-Дарази» восходит к некоему Даразе и его сыновьям (араб. أولاد درزة‎), которые были портными и ткачами[3]. По профессии, скорее всего, был портным, однако рано стал профессиональным исмаилитским проповедником, агентом фатимидских спецслужб, был привлечен к службе при фатимидском дворе в Каире во времена халифа Аль-Хакима. Сам халиф аль-Хаким «и его ближайший друг, философ ад-Дарази, проводили ночи, практикуя странные ритуалы на каирских холмах…». Известно, что Дарази прозывался «Меч Веры» и «Господин указующих (на прямой путь)»[5]. Привлек значительное количество новых членов в прото-друзскую общину в Каире, однако друзские источники утверждают, что Дарази в своих проповедях применял морально недопустимые методы[какие?] привлечения новых верующих.

Вероятно (но строго не доказано), что Дарази сыграл решающую роль в оформлении идеологии реформ аль-Хакима, проведении этих самых реформ в период самых радикальных мер и в уничтожении оппозиции реформам, по меньшей мере, в области внешней политики, пропаганды исмаилизма за рубежом, а также управления завоеванными Фатимидами провинциями.

На первом этапе Дарази поддержал аль-Хакима, нанося удар по традиционным христианским конфессиям и поддерживая оппозиционные христианские церкви и еврейскую общину, играя на имущественных конфликтах между христианскими конфессиями.