Даргомыжский, Александр Сергеевич


Алекса́ндр Серге́евич Даргомы́жский (2 (14) февраля 1813, село Троицкое, Белёвский уезд, Тульская губерния — 5 (17) января 1869, Санкт-Петербург) — русский композитор, чьё творчество оказало существенное влияние на развитие русского музыкального искусства XIX века. Один из наиболее заметных композиторов периода между творчеством Михаила Глинки и «Могучей кучки». Даргомыжский считается основоположником реалистического направления в русской музыке, последователями которого явились многие композиторы последующих поколений[8].

Александр Даргомыжский родился 2 (14) февраля 1813 года в селе Троицком Белёвского уезда (ныне Арсеньевский район) Тульской губернии. В 1866 году в автобиографии сам композитор лишь указал, что он родился в селе, не указав его названия и географической принадлежности[9]. Однако А. Луковкин пришёл к выводу, что во время рождения будущего композитора в Белёвском уезде ещё не существовало села с таким названием — Троицкое. Исследователь установил, что Александр Даргомыжский появился на свет в сельце Воскресенское (приход села Старый Роскотец, ныне Архангельское) Чернского уезда Тульской губернии[10]. Его отец, Сергей Николаевич, был внебрачным сыном жены богатого помещика Алексея Петровича Ладыженского (1738—1826), который и владел имением в Чернском уезде. Вскоре после рождения (в 1789 году) Сергей был взят на воспитание полковником Николаем Ивановичем Боучаровым (1749—1794 гг.)[11], который привёз его в своё имение Даргомыжка в Белёвском уезде Тульской губернии[12]. В итоге он стал Сергеем Николаевичем Даргомыжским (новую фамилию он получил по названию имения воспитателя Н. И. Боучарова). Такая смена фамилии потребовалась для поступления в Благородный пансион при Московском университете[10]. Мать, урождённая княжна Мария Борисовна Козловская, сестра знаменитого остряка Петра Козловского, вышла замуж против воли родителей.