Двадцать дней без войны


«Двадцать дней без войны» — советский художественный фильм 1976 года режиссёра Алексея Германа. Сценарий картины был написан Константином Симоновым на основе одноимённой повести из цикла «Из записок Лопатина», позднее включённой автором в состав романа «Так называемая личная жизнь» как его вторая часть.

Немолодой писатель Василий Николаевич Лопатин (Юрий Никулин), во время войны ставший корреспондентом «Красной звезды», по дороге из Москвы в очередную командировку на фронт, в район боёв на Кавказе, делает по приказу главного редактора большой крюк. Сначала он едет в глубокий тыл, в Ташкент — чтобы проконсультировать на месте съёмочную группу, работающую над фильмом по его сталинградским очеркам, навестить семью погибшего сослуживца Рубцова, встретить новый 1943 год, пережить недолгую, яркую любовь… Словом, прожить 20 дней без войны.

Константин Симонов сам обратился к Герману с предложением экранизировать его сценарий, хотел поработать с молодым, задиристым режиссёром. Во время подготовки к запуску картины Герман изучил архив Симонова — все фронтовые записки, которые он надиктовывал машинисткам, приезжая с фронта. Благодаря этому погружению в материал, Герману удалось так точно, художественно-документально воспроизвести атмосферу прошлого[2].

Сам Герман впоследствии рассказывал:

„Двадцать дней без войны“ — против фальшака[3] войны на экранах. Мы хотели, чтобы наш рассказ соответствовал тому горю, которое пережил народ и на фронте, и в тылу, когда страшно голодали, спали, закопавшись в уголь, и из последних сил делали всё для фронта. Мы сразу поняли, что нужен правдивый главный герой. Если это будет молодой журналист, то почему ты не воюешь? Поэтому появился Юрий Никулин.