Двадцать четыре часа из жизни клоуна


«Двадцать четыре часа из жизни клоуна» (фр. Vingt-quatre heures de la vie d'un clown) — французский чёрно-белый короткометражный документальный фильм режиссёра Жана-Пьера Мельвиля 1946 года (по другим данным 1947 года). Фильм является единственным короткометражным и документальным фильмом Мельвиля, а также его режиссёрским дебютом в кино[1].

Картина представляет собой запечатлённый на плёнку рассказ о 24 часах из жизни знаменитого в 30—40-е годы в Париже клоуна Беби и его напарника Маисса. История начинается поздно ночью перед цирком Медрано[фр.] и заканчивается там же на следующие сутки незадолго до полуночи.

Париж, около полуночи, в цирке Медрано на Монмартре заканчивается выступление популярного клоунского дуэта, во время которого Маисс исполняет музыкальный номер, играя на стеклянных бутылках, наполненных водой, а его партнёр Беби подыгрывает ему на гитаре. После окончания номера артисты идут в костюмерную, где возвращаются к повседневной жизни — снимают грим, во время чего снова и снова обсуждают выступление, переодеваются, выходят из цирка и возвращаются домой. Дома Беби дожидается жена, штопая ему носки («только на арене клоун имеет право носить дырявые носки») и предлагает ему ужинать, после которого он ложится спать, рассматривая журналы и фотографии, посвящённые искусству цирка и мюзик-холла, при этом вспоминая великих артистов прежней эпохи и этапы своей артистической карьеры.

Утром Беби завтракает, идёт в баню, заходит в бар, показывая посетителям незатейливые трюки, встречается со своим партнёром по выступлениям. Сидя за столиком на улице в кафе, они рассматривают прохожих и забавные ситуации, в которые те попадают, запоминая любопытные и курьёзные случаи, которые могли бы использовать в своих номерах («уличный цирк такая же забавная вещь, как цирк настоящий»).

Вечером Беби и Маисс возвращаются в свой цирк, преображаясь в гримёрной в клоунов, чтобы опять радовать «больших детей и маленьких» своим искусством. Двадцать четыре часа их жизни заканчиваются, а в Париже настаёт ночь.

По воспоминаниям Мельвиля, в ноябре 1945 года, демобилизовавшись из армии, он обратился в профсоюз работников кино с просьбой выдать ему удостоверение ассистента-стажёра, чтобы попасть в кинематограф, однако там ему отказали по формальным причинам, пояснив, что для этого необходимо было работать, а для этого, в свою очередь, требовалось иметь удостоверение профсоюза, подтверждающее квалификацию. По его словам, «чтобы разорвать этот порочный круг, я основал свою собственную производственную компанию»[2].