Мельвиль, Жан-Пьер


Жан-Пьер Мельви́ль (фр. Jean-Pierre Melville, настоящая фамилия — Грюмбах, фр. Grumbach; 20 октября 1917, Париж2 августа 1973, там же) — французский кинорежиссёр и сценарист.

Родился в Париже 20 октября 1917 г. в семье эльзасских евреев. Его прадед, Авраам Грюмбах( Виттенгейм, 1812-Бельфор, 1879), его дед Жак Грюмбах (Бельфор 1841-1899) держали мясную лавку в ​​Бельфоре. Отец, Жюль (Бельфор, 1875 г. - Париж, 1935 г.), занимался торговлей тканями и одеждой, переехав жить в Париж. Мать- Берта Грюмбах, брат- Жак Грюмбах ( 1902-?), сестра - Жанин Грюмбах ( 1913-?), В детстве под влиянием своего дяди — известного парижского антиквара — полюбил театр, цирк и мюзик-холл. В 1920-е годы кино, ввиду его технического несовершенства, ещё не привлекало его с той известной всеобъемлющей страстью, которой он был известен будучи пылким синефилом. По его словам, в то время кино для него было на третьем месте. Однако появление звукового кинематографа (американского) значительно изменило его приоритеты, и он буквально стал смотреть кино «днём и ночью», отдавая предпочтение именно заокеанской кинопродукции. В 1943 году, будучи солдатом, он потратил недельную увольнительную в Лондоне на то, чтобы посмотреть двадцать семь фильмов[5].

Участвовал во Второй мировой войне, в том числе в Южно-французской операции. Во время Второй мировой войны находился в подполье французского Сопротивления, побывал в испанской тюрьме, перебрался в Лондон, затем находился в войсках Сражающейся Франции, принимал участие в боях за Монте-Кассино, сражался на улицах Лиона[5]. Демобилизовавшись и вернувшись с фронта в Париж в 1946 году, подал заявку в профсоюз кино на получение лицензии ассистента режиссёра; получив отказ по формальным причинам, решил ставить фильмы своими средствами, для чего основал компанию.

Во время войны принял псевдоним Мельвиль как дань любимому писателю Герману Мелвиллу и затем сохранил его в качестве артистического[6].

В 1946 году Мельвиль снял свой первый фильм — «Двадцать четыре часа из жизни клоуна», свою единственную документальную и единственную короткометражную ленту, которая представляет собой рассказ о сутках из жизни клоуна Беби и его напарника Маисса, выступающих в цирке «Медрано» на Монмартре. В картине уже усматриваются будущие узнаваемые черты его складывающейся режиссёрской киноэстетики (натурные съёмки на улицах в документальной стилистике и с наблюдениями за повседневными проявлениями жизни).

Следующим его фильмом стала экранизация одного из самых известных французских романов военных лет «Молчание моря», написанного французским писателем Жаном Марселем Брюллером под псевдонимом Веркор. Фильм «Молчание моря» был снят без поддержки профсоюза, по выражению его биографа Рюи Ногейры «абсолютно вне производственной системы того времени» за 27 дней.