Двенадцать уйгурских мукамов


Двенадцать уйгурских мука́мов (уйг. ون ئىككى ئۇيغۇر مۇقاملار) — это единый цикл или ряд протяжённых музыкально-поэтических произведений, шедевр средневекового уйгурского музыкального искусства. Синтезируя в себе традиционную песенно-инструментальную музыку и танцы, изустно-профессиональную музыку и поэзию, уйгурские мукамы являются неотъемлемой частью искусства макамат[1].

Сведения о зарождении искусства макамат, особенностях стилистики, структуры и способах бытования встречаются в рукописях учёных Востока, начиная уже с IX века. Аль-Фараби создал теорию восточной музыки, а Ибн Сина (Авиценна) дал глубокое толкование вопросов музыкальной акустики, интервалов, ритмов. Во второй половине XIII века выдающийся музыкант-теоретик Сафиаддин Урмави впервые обосновал принцип образования двенадцати ладов-дауров (позднее макамов) в трактате «Китаб ал-адуар» (или «адвар» — «Книга о музыкальных кругах»)[2]. Достоверным источником по вопросам истории, теории и практики средневековой музыки Востока, в частности мукамов, служат научные изыскания Аш-Ширази (1236—1310). Научные достижения Абдурахмана Джами (1414—1492)[3] и Алишера Навои (1441—1501) в теоретических вопросах музыки и поэзии в значительной мере способствовали формированию художественно-эстетических воззрений поэтов и музыкантов последующих эпох. Сведения о формах, характере и стиле музыкальных произведений содержат «Трактаты о музыке» Кавкаби Бухарского (XVI век) и Дарвиша Али (XVII век)[4].

Ряд советских и зарубежных исследователей искусства макамат (Раджабов И. Р., Векслер С. М., Абдушукур Мухаммат Имин)[5][6][7] считает, что у народов Средней и Центральной Азии это искусство бытовало задолго до арабского нашествия в иных формах, хотя термин «макам» впервые засвидетельствован в музыкальных трактатах Махмуда Шираза на рубеже XIII—XIV веков.

Наиболее ранние сведения об уйгурской музыкальной культуре прошлых столетий содержатся в «Суйшу» — «Истории династии Суй», созданной в VII веке. Опираясь на данные музыкального раздела этой истории, уйгурский учёный Абдушукур Мухаммат Имин в книге «Песенно-танцевальное искусство Синьцзяна Танской Эпохи» пишет, что во второй половине VI века кучанский музыкант-певец и исполнитель на щипковом инструменте пипа — Суджуп разработал систему пяти таран и семиступенного звукоряда, которая получает широкое распространение в Китае[8]. Этот период, вероятно, относится к начальному этапу формирования в Центральной Азии музыкальной теории, которая возникла на основе высокоразвитой музыкальной культуры раннего средневековья. Теоретическая система Суджупа, широко распространившаяся по всему Восточному Туркестану, несомненно послужила основой для уйгурского музыкального прогресса в последующие века. В VI—VII веках появляются такие талантливые музыканты, как композитор Мантур[9].