Аль-Фараби


Абу́ Наср Муха́ммед ибн Муха́ммед аль-Фараби́[2][4], употребительное сокращение имени — аль-Фараби (араб. الفارابي‎, в латинизированной форме — Alpharabius; 870 или 872[5], Фараб[6] (ныне Казахстан, Туркестанская область) или Фарьяб, Хорасан (ныне — Афганистан[7]) — между 14 декабря 950 и 12 января 951[8], Дамаск[6], совр. Сирия) — философ, математик, теоретик музыки, учёный Востока. Один из крупнейших представителей средневековой исламской философии. Автор комментариев к сочинениям Аристотеля (отсюда его почётное прозвище «Второй учитель»[9]) и Платона.

Его труды оказали влияние на Авиценну, Ибн Баджу, Ибн Туфайля, Аверроэса, а также на философию и науку средневековой Западной Европы. Ему приписывается создание Отрарской библиотеки.

Средневековый арабский историк Ибн Абу Усайбиа — старейший биограф аль-Фараби — упоминает в своей «Истории врачей», что отец аль-Фараби был персидского происхождения[10][11]. По словам историка исламской философии Маджида Фахриruen, отец Фараби «был армейским капитаном персидского происхождения»[12]. Персидское происхождение также подтверждается многими другими источниками[a]. Дмитрий Гутас отмечает, что работа Фараби содержат ссылки и глоссы на персидском, согдийском и даже греческом языках, но не на тюркском[10][13].

Согдийский также был предложен в качестве его родного языка[14] и языка жителей Фараба[15]. Как утверждает Кристоф Баумер, он, вероятно, был согдийцем[16]. По словам Терезы-Энн Дрюарт, «учёные оспаривают его этническое происхождение. Некоторые утверждали, что он был тюрком, но более поздние исследования указывают на то, что он был персом»[17].

Сведения о жизни аль-Фараби скудны. Часть сведений об аль-Фараби, как и о других выдающихся исторических личностях, является легендарными. Достоверно известны только годы смерти аль-Фараби и его переезда в Дамаск, остальные даты приблизительны. Такая ситуация вызвана тем, что доступные источники, содержащие биографические сведения об аль-Фараби, были созданы достаточно поздно, в XII—XIII веках. Среди биографов аль-Фараби можно указать Бейхаки, Ибн аль-Кифти, Ибн Аби Усейбия, Ибн Халликана. Позднейшие авторы опираются на биографические сведения, сообщённые в работах указанных авторов. Существуют упоминания более ранней биографии аль-Фараби, приведённой в справочном труде о великих мудрецах прошлого («Табакат аль-умам»[ar]), составленного Саидом аль-Андалуси[en], автором XI века, но этот труд не дошёл до нашего времени, и известен только по цитатам и ссылкам в других источниках.

Для однозначного определения этнической принадлежности аль-Фараби имеющихся фактов недостаточно[18].