Дворец Союза писателей Литвы


Дворе́ц Сою́за писа́телей (лит. Rašytojų sąjungos rūmai) — дворец эпохи историзма в Старом городе Вильнюса на улице К. Сирвидо (K. Sirvydo g. 6). Дворец является памятником архитектуры, истории и искусства и охраняется государством, код в Регистре культурных ценностей Литовской Республики 1090[1]. Четыре корпуса дворца, расположенные вокруг закрытого двора размером 13,68 м х 13,10 м, занимает площадь 1192 м². Северный корпус дворца в три этажа, остальные три — двухэтажные. Фасады южного и восточного корпуса, выходящие на улицу, выделяются необарочным декором.

Во дворце жил писатель Пятрас Цвирка. В настоящее время во дворце располагается администрация Союза писателей Литвы и Издательство Союза писателей Литвы (Lietuvos rašytojų sąjungos leidykla), также Литовский ПЕН центр международного ПЕН-клуба, действует Клуб писателей (Rašytojų klubas), который проводит творческие вечера и другие мероприятия.

Территория, которую занимает нынешний дворец, с XVI века принадлежала кармелитскому монастырю. В 1778 году участок и стоявший на нём дом приобрёл у монахов купец Т. Войницкий. В 1839 году Эдуард Войницкий получил разрешение построить на месте старого дома новое здание. Дом спроектировал архитектор Кароль Греготович. Строительство затянулось на тридцать лет из-за смены собственников и конфликтов с Виленской духовной католической семинарией, которой принадлежал комплекс бывшего кармелитского монастыря по соседству.

Строительство двухэтажных северного и южного корпуса закончилось в 1868 году. В 1882 году здание купил граф Игнацы Кароль Корвин-Милевский (1846—1926) и доходный дом с арендуемыми квартирами сделал своей резиденцией[1] [2]. По другим сведениям, дворцом владел граф Ипполит Корвин-Милевский[3].

Проектировал и осуществлял реконструкцию инженер Феликс Ясинский. Над северным корпусом был надстроен третий этаж. Было реконструировано западное крыло дворца.

Граф Корвин-Милевский намеревался разместить в южном корпусе дворца свою коллекцию из около 250 произведений живописи европейских художников второй половины XIX века. Ясинский придал будущей галерее пышные необарочные формы. Внутреннее пространство здания было перепланировано. Были спланированы просторные проходные залы на двух этажах. Из вестибюля на второй этаж вела лестница-галерея со ступенями из белого и чёрного мрамора, с украшенными орнаментом перилами и кессонным потолком, декорированным геометрическими и растительными орнаментами. Стены залов были отделаны резными деревянными панелями. Плафоны кессонных потолков дополнили рельефы сложного рисунка.