Королевский дворец в Портичи


Королевский дворец в Портичи (итал. La Reggia di Portici) — летняя резиденция короля Неаполя и Сицилии в 1734—1759 годах Карла VII Бурбона, выстроенная им в Портичи, в 8 км к юго-востоку от Неаполя и впоследствии оставленная в пользу более грандиозного Королевского дворца в Казерте. Вместе с Ботаническим садом и Королевским лесом дворец, расположенный у подножия Везувия на берегу Неаполитанского залива, составляет важнейший архитектурно-природный памятник итальянской Кампании [1].

Район Портичи был известен с древних времен как место, где римские патриции отдыхали в многочисленных резиденциях, построенных вдоль прибрежной полосы между Везувием и Тирренским морем. Значительные свидетельства этих поселений можно найти и в наше время[2][3][4].

На протяжении веков и после катастрофического извержения Везувия в 79 году н. э. этот район продолжал привлекать самых богатых аристократов того времени, которые строили здесь свои дворцы. Эти резиденции послужили основой для возникновения многочисленных культурных кружков, среди которых выделялся кружок юриста Роберто да Варано, привлекавший во время правления короля Роберта Анжуйского самого Петрарку[5]. По преданию, интерес короля Карла Бурбонского к этой местности возник из-за случайного события. Возвращаясь морем из Кастелламмаре-ди-Стабия в сторону Неаполя, он вместе со своей женой Марией Амалией Саксонской был застигнут врасплох штормом. Укрывшись в маленьком порту Гранателло, они были так приятно впечатлены удобствами этого места, что вскоре решили построить здесь дворец, который мог бы послужить им в качестве официальной резиденции. Короля с супругой особенно пленили открывавшиеся виды на Неаполитанский залив и на Везувий[6].

В 1738 году архитектору Антонио Каневари, вызванному ради этого из Лиссабона, было поручено начать строительство загородного дворца. На первой стадии проектирования и строительства в работе принимал участие неаполитанский архитектор и инженер Джованни Антонио Медрано[7].

Историко-архитектурной основой для строительства дворца послужили остатки ранее существовавших в этом месте построек, а также археологические находки и найденные произведения искусства, такие как руины античного храма с 24 мраморными колоннами. Материалы из раскопок были временно помещены в музей, созданный по этому случаю в 1755 году. Музей стал частью Эрколанской академии (Accademia Ercolanese), или «Королевской академии археологии Геркуланума» (Regale Accademia Ercolanese di Archeologia), созданной в том же году по инициативе Карла VII, — научного общества, целью которого стало изучение и сохранение находок из Геркуланума и Помпей[8].