Дворжак, Макс


Ма́кс Дворжа́к (чеш. Max Dvořák, 24 июня 1874, Раудниц, Австро-Венгрия — 8 февраля 1921, замок Грусбах (Грушовани-над-Евишовкоу), Чехословакия) — австрийский историк искусства, чех по происхождению.

Учился в Праге и Вене. С 1902 преподавал, с 1909 профессор в Венском университете. Член венской Академии наук. Представитель Венской школы искусствознания. Работы его посвящены преимущественно искусству средневековья, Возрождения, барокко. После кончины А. Ригля в 1905 г. Дворжак стал его преемником на кафедре истории искусства Венского университета.

В 1915—1917 гг. Дворжак читал курс «Идеализм и натурализм в искусстве Нового времени». В 1918 г. он опубликовал труд «Идеализм и натурализм в готической скульптуре и живописи». Дворжак рассматривал историю искусства как историю идей, зависимость произведений искусства от «духа эпохи» (нем. Zeitgeist): господствующих этических, религиозных и философских представлений. Заглавие первого из пяти томов посмертного издания его работ: «История искусства как история духа» («Kunstgeschichte als Geistesgeschichte», 1924) становится девизом нового направления в истории искусства (название придумано учеником Дворжака Феликсом Хорбом). В отличие от теории Ригля в основу этой концепции была положена не формальная эволюция стилей, а «история духа»: развитие идей и представлений о мире, воплощенных в антиномии «идеализм — натурализм». Дворжак впервые стал рассматривать эволюцию художественных форм в качестве отражения духовной жизни общества на том или ином этапе его исторического развития. Наиболее полно теорию мирового развития искусства М. Дворжак изложил в своем главном труде: лекциях по курсу истории искусства Средневековья и эпохи Возрождения (1927—1928; на русском языке— «История итальянского искусства в эпоху Возрождения» в 2 томах, 1978). Ученик Дворжака Д. Фрей писал о методе учителя: «Проблема формального изображения объекта приводит к вопросу о заложенном в самой основе духовном выяснении отношений между объектом и субъектом. На место художественных форм как объекта исследования приходит выражающаяся через него и в нём история духа. Так история искусства превращается в историю духа».