Девять дней одного года


«Де́вять дней одного́ го́да» — советский художественный фильм, драма 1961 года режиссёра Михаила Ромма. Сюжет посвящён работе физиков-ядерщиков и частично основан на реальных событиях. Одна из наиболее значимых советских картин 1960-х годов. Лучший фильм 1962 года по опросу журнала «Советский экран», исполнитель главной роли Алексей Баталов признан лучшим актёром года.

1961 год — полет Ю. А. Гагарина в космос. Молодые учёные-физики-ядерщики — одержимый оптимистической научной идеей экспериментатор Дмитрий Гусев и скептически настроенный теоретик Илья Куликов — давние друзья, влюблённые в одну красивую девушку-физика по имени Лёля. Гусев возглавляет научные изыскания, начатые его учителем Синцовым, который в результате эксперимента получил смертельную дозу радиации. Облучён и Гусев. Врачи предупреждают о возможной смерти, но, понимая важность своей научной работы, учёный продолжает опыты на термоядерной установке.

После ряда неудач он обращается за помощью к своему другу Куликову — талантливому теоретику. Гусев верит, что его новая установка станет прорывом на пути к управляемому термоядерному синтезу. При проведении эксперимента, закончившегося успешно, Гусев получает новую дозу облучения около 200 рентген. Он скрывает это ото всех, даже от Лёли, ставшей его женой, которая неверно истолковывает его замкнутость и отчужденность в семейной жизни.

Дальнейшую работу продолжает Куликов. Он полагает, что открытый Гусевым эффект — значительный вклад в ядерную физику. Тем не менее анализ результатов экспериментов показывает, что к управляемому термоядерному синтезу научное открытие имеет косвенное отношение, хотя стало важным событием для астрофизики. Гусев решает бороться до конца и настаивает на проведении ему срочной медицинской операции по пересадке костного мозга (1-й день — ранняя осень, 2-й день — спустя 2 месяца, 3-й день — свадьба, 4-й день — зима, 5-й день — весна, 6-й день — вечер, 7-й день — деревня, 8-й день — снова осень, 9-й день — больница).

Эпоха хрущевской оттепели нашла непосредственное отражение во многих произведениях литературы и искусства. Мэтры социалистического реализма после XX съезда КПСС обращаются к новым темам.Юлий Райзман в 1958 году снял фильм «Коммунист», Иван Пырьев взялся за постановку «Идиота». Классик советского кинематографа Ромм, известный по фильмам «Ленин в 1918 году» и «Ленин в Октябре», в 1960 году начинает работу над сценарием фильма «Девять дней одного года»[2]. Этот период вошёл в историю как противостояние «физиков» и «лириков».

Для фильма с рабочим названием «365 дней» Михаил Ромм собрал совершенно новую команду людей, с которыми он ранее не работал[3].