Дегейтер, Пьер


Пьер Деге́йтер[3], правильно Пьер Дёжейте́р[4][3] (фр. Pierre Degeyter, нидерл. Pierre De Geyter; 8 октября 1848, Гент — 26 сентября 1932, Сен-Дени) — рабочий и музыкант, прославившийся как автор музыки к гимну «Интернационал».

Дегейтер родился в семье рабочих — этнических фламандцев, выходцев из Французской Фландрии, работавших в то время в бельгийском городе Генте. Когда Пьеру было семь лет, семья вернулась во Францию — в Лилль, где Дегейтер окончил вечернюю школу.

Получив специальность токаря по металлу, Дегейтер устроился работать на завод. В это же время он увлекается музыкой. С шестнадцати лет он посещал вечерние курсы при Музыкальной академии. Впоследствии Дегейтер стал первым руководителем лилльского музыкального общества «Рабочая лира».

В июле 1888 года мэр Лилля Гюстав Делори (основатель «Рабочей лиры») обратился к Дегейтеру с заданием: написать музыку на стихи поэта Эжена Потье, датированные 1871 годом, с тем, чтобы эту музыку можно было использовать как боевую песню Французской рабочей партии (до сих пор текст пели на музыку Марсельезы). Так появился «Интернационал».

Первое исполнение этой музыки хором «Рабочей лиры» состоялось на съезде профсоюза газетчиков летом 1888 года. Шесть тысяч напечатанных экземпляров текста и нот были проданы, чтобы материально поддержать социалистическую партию в Лилле. Чтобы обезопасить себя от преследования, композитор попросил, чтобы на титульном листе была написана просто фамилия «Дегейтер» без указания имени. Тем не менее, достаточно скоро выяснилось точное имя композитора, и Дегейтер был уволен и внесен в предпринимательские «чёрные списки». В 1902 году вместе с семьёй Дегейтер был вынужден переехать в Сен-Дени.

Как только песня стала набирать популярность, брат Пьера, Адольф Дегейтер, воспользовавшись тем, что имя композитора не было указано на титульном листе, подал в суд с тем, чтобы присвоить права на «Интернационал» себе. Решающим свидетелем являлся Гюстав Делори, который и заказал музыку. Но поскольку Пьер к тому времени вышел из Социалистической партии (впоследствии он стал коммунистом), то Делори, социалист и тогдашний мэр Лилля, уже приобретший права на текст «Интернационала» у вдовы Эжена Потье (и стремившийся сосредоточить права на песню в руках партии), выступил в поддержку Адольфа.