Делагранж, Леон


Леон Делагранж (фр. Léon Delagrange, полное имя Ferdinand Marie Léon Delagrange; 18721910) — французский скульптор и пионер авиации.

Учился в парижской Школе изящных искусств у Луи-Эрнеста Барриа и Шарля Виталь-Корню[фр.]. Был представлен на нескольких выставках в Париже и удостоен награды за свою работу в 1901 году, являлся членом Salon des artistes français[фр.].[5]

Несмотря на то, что Леон стал скульптором, он был одним из первых людей в Европе, которые занялись авиацией. В 1907 году он увлекся полетами и стал пионером-авиатором. В том же году он был одним из первых, кто заказал самолёт у Габриэля Вуазена, что позволило братьям Вуазен утвердиться в качестве производителей самолётов. Это был биплан Voisin 1907[англ.], и первый публичный полет Делагранжем был совершен 16 марта 1907 года в парке Багатель во Франции. В 1907 году Леон Делагранж был избран президентом Аэроклуба Франции[фр.].

В течение 1908 года Делагранж совершил поездку в Италию, где провел демонстрационные полеты. Именно во время одного из этих выставочных полётов — 8 июля он совершил первый в мире полет с пассажиркой, своей партнершей и коллегой по занятию скульптурой — Терезой Пельтье. В сентябре 1908 года Делагранж установил один из своих рекордов, пролетев 15,2 мили за 29 минут и 53 секунды.[6]

7 января 1909 года он был удостоен одним из первых восьми сертификатов авиатора, выданных Аэроклубом Франции. В 1909 году получил приз Лагатинера (Lagatiner prize), установив в Жювизи-сюр-Орж достижение — 3,6 мили за 10 минут и 18 секунд. Он также участвовал в первой в мире воздушной гонке в Port-Aviation 23 мая 1909 года[7] и ещё в нескольких гонках в том же году.

В дополнение к своему самолёту Voisin 1907 Делагранж купил три самолёта Blériot XI и сформировал авиационную команду, пригласив в неё Юбера Ле Блона[англ.], Леона Молона и Жоржа Превото. Он стал первым, кто оснастил свой Blériot XI двигателем Гном Omega мощностью 50 л. с. вместо двигателя Anzani[англ.] мощностью 25 л. с.