Деловой туризм


Деловой туризм, также корпоративный туризм (англ. corporate travel) — область индустрии туризма (наряду с рекреационным туризмом, англ. leisure travel), обеспечивающая организацию и управление командировками (деловыми поездками, англ. business trips) сотрудников различных компаний.

С деловым туризмом непосредственно связана также сфера корпоративных мероприятий и встреч — MICE (от англ. Meetings, Incentives, Conferences, Exhibitions).

По данным Всемирного совета по туризму и путешествиям (World Travel & Tourism Council, WTTC), в 2015 году объём мирового рынка делового туризма превысил $1,106 трлн[1]. По итогам 2016 года расходы на деловые поездки выросли до $1,150 трлн, а в 2017 году, по предварительным прогнозам, увеличатся на 3,7 % и достигнут $1,192 трлн. К 2026 году глобальный рынок делового туризма будет оцениваться в $1,658 трлн, ежегодный прирост составит в среднем 3,7 %[1].

Согласно отчёту Международной ассоциации делового туризма (Global Business Travel Association; GBTA), 89 % всех расходов на деловые поездки — в сумме $984 млрд — приходится на Азиатско-Тихоокеанский регион, Западную Европу и Северную Америку. При этом АТР является крупнейшим в мире рынком делового туризма (38 % от общемирового): с 2000 года его объём удвоился — до $392 млрд в 2013 году. Наиболее быстрый рост отмечается также в трёх из стран БРИКС — Китае, Индии и России. Пятёрка рынков делового туризма среди стран в 2013 году возглавили США, на втором месте — Китай. С большим отрывом следуют Япония, Германия и Великобритания; Россия расположилась на 11-м месте[2]. В 2014 году Россия опустилась в мировом рейтинге на 14-15 место, а расходы на деловые поездки упали на 4,5 % в годовом исчислении — до $21 млрд, хотя объём внутреннего делового туризма увеличился на 5 %[3].

По оценкам «АБТ-ACTE Russia», приводимым в ежегодном отраслевом исследовании Yearbook, в 2013 году объём российского рынка делового туризма составлял около 471 млрд рублей, а в 2014 году вырос на 19 % — до 560 млрд рублей. При этом прогнозы на 2015 год негативные, учитывая рост цен на услуги поставщиков и туристических агентств, а также общую нестабильную финансово-экономическую ситуацию в России и в мире[4].

WTTC прогнозирует, что к 2020 году объём деловых поездок в России достигнет $18,4 млрд при ежегодном росте в 5,9 %[5].