Дизельный скандал с Volkswagen


Афера концерна «Volkswagen» (также Дизельгейт, по аналогии с Уотергейтским скандалом[1]; нем. VW-Abgasskandal) была раскрыта в сентябре 2015 года, когда выяснилось, что более 11 миллионов дизельных автомобилей по всему миру были оснащены программным обеспечением, которое во время проведения тестов определяло, что автомобиль стоит на стенде неподвижно потому, что не все его колеса вращались, и, корректируя подачу топлива, в десятки раз занижало количество вредных газов, в частности, NOx (оксидов азота), выбрасываемых в воздух[2]. При тестировании по профилю NEDC включались режимы и устройства, неактивные при обычном использовании[3]. Компания признала факт занижения уровня выбросов при продажах автомобилей в США и Европе[4].

Такое обеспечение установлено на автомобилях с дизельными двигателями TDI (Turbocharged Direct Injection) серий EA 188, 189 и 288[5], произведенных в 2008—2015 годах[2], в частности на моделях Golf (6-е поколение), Passat (7-е поколение), Tiguan, Jetta, Beetle и Audi A3. По разным оценкам, общее количество автомобилей с данной недокументированной особенностью может достигать 5 или 11 миллионов[6].

Превышения норм выбросов для этих автомобилей были обнаружены исследовательской группой из Университета Западной Виргинии, которая измеряла состав выхлопных газов во время вождения автомобиля с помощью мобильных устройств PEMS (portable emissions measurement system)[7].

Штраф за нарушение правил, установленных EPA, может гипотетически достичь 37 500 долларов за машину, то есть в общей сложности более 18 млрд долларов[8][9].

На фоне «дизельгейта» продажи VW резко снизились в конце 2015 года (на 5,2 % в декабре), за весь год мировые продажи упали на 2 % (в течение предыдущих 13 лет компания показывала рост продаж)[10][11].Акции компании значительно подешевели[1], последствия скандала могут негативно отразиться на машиностроительной отрасли Германии[12].

Скандал стал причиной ухода в отставку председателя автоконцерна Мартина Винтеркорна[1], его сменил директор Porsche, Маттиас Мюллер[6]. Также компанию был вынужден покинуть ряд других ключевых фигур: глава отдела исследований и разработок «Фолксваген» Хайнц-Якоб Нойсер[нем.], ответственный за техническое развитие бренда Audi Ульрих Хакенберг[нем.] и глава отдела исследований и разработок в Porsche Вольфганг Хатц[нем.]. Согласно публикации The Wall Street Journal, двум последним принадлежит идея с махинациями вокруг показателей токсичности выхлопов[13].