Денежный фетишизм


Денежный фетишизм — в марксизме культ денег, придание им особого значения, обожествление денег. Является высшим проявлением товарного фетишизма[1]. В теоретической экономике денежный фетишизм проявляется в виде преувеличения роли денег. Денежный фетишизм может быть связан с непониманием товарной природы денег[2]. Термин «денежный фетишизм» («нем. Geldfetischismus») был придуман Карлом Марксом[3].

В условиях развитого товарного производства, основанного на частной собственности, отношения между людьми проявляются через движение вещей и товаров. Вещи наделяются свойствами, которыми они по своей природе не обладают. Общественные отношения зачастую проявляются как власть денег. Считается, что те, кто обладают деньгами, имеют власть над людьми[4].

Денежный фетишизм начал проявляться ещё с древних времён, одновременно с возникновением денег. Так древнегреческий поэт Анакреонт писал: «И глядят с почтеньем люди на одно лишь серебро». Карл Маркс писал, что у древних народов накопление золота и серебра являлось прерогативой царей и жрецов, «ибо бог и царь товаров должен принадлежать лишь богам и царям». С развитием товарного производства роль денег в обществе возросла, а вместе с ней возрос и денежный фетишизм. Наиболее ярко он стал проявляться в капиталистическом обществе[4].

Советский экономист Г. А. Козлов писал: «Социалистическое хозяйство, установив общественную собственность и плановое производство, уничтожает власть денег и тем самым денежный фетишизм»[4].