Деспио, Шарль


Шарль Деспио́ (фр. Charles Despiau; 4 ноября 1874, Мон-де-Марсан28 октября 1946, Париж) ― французский скульптор, один из крупнейших портретистов XX века.

Родился в семье штукатура, с детства видел во что можно превратить обычный гипс. Получив стипендию, поступил в парижскую Школу декоративных искусств (1891), где учился у мраморщиков Гектора Лемера и Веника Карпо. Через два года перешёл в Школу изящных искусств, где занимался три года. Тогда же посещал студию Г. Шнегга, где познакомился с Ж. Попелэ и Р. Влериком.

С 1898 года начинает выставляться в Салоне французских художников. В 1907 году выставляет в Салоне скульптуру под названием «Полетта» ― головку девочки, которая очень понравилась старику Родену. На следующий день Роден написал молодому художнику, приглашая его к себе пратисьеном ― помощником скульптора, переводить в мрамор работы мастера. Работать у такого мастера, как Роден и не потерять своей индивидуальности было сложновато, но у Деспио это получилось. После 1918 года он уходит от Родена и всецело отдаётся скульптурному портрету. 150 скульптур за всю жизнь ― вроде бы не много, но каждая скульптура является шедевром мастера.

Внешне жизнь художника не изобиловала событиями. Он работал день изо дня, совершенствуя своё мастерство, последовательно добиваясь цельности пластической формы и классической ясности, тонкости моделировки. Его скульптуры отличаются неподражаемой игрой светотени, оттенками художественного образа. Иногда это напоминает античную архаику в её высоком значении.

В 1920—1930-е годы явно видно классицизирующее начало скульптур Деспио. Эмоции и психологизм для него не главное, он делает акцент на гармоничной цельности образа. В это время им созданы статуи в полный рост «Аполлон» и «Дионис» и галерея женских портретов. Это «Ева» (1925) — задумчивая, тяжелая, с поднесенной к груди рукой, напоминающая образом романскую скульптуру, отчасти простую, даже примитивную, «Assia» (1937) — резкая, современная, фигура девушки видится спортивной, целеустремлённой. Деспио ищёт и находит гармонию человеческого тела, но вместе с тем его скульптуры ― это портреты-состояния, целый мир судеб и характеров.

В. Стародубова пишет, что «смысл его эстетической позиции можно было бы определить как возвращение к классике, понятое не в смысле использования античной мифологии и пластической фразеологии античного искусства, а в отношении к человеку, в понимании задач искусства в поисках идеала современности»[1].