Детский фольклор


Детский фольклор — многожанровая система, сложенная из прозаических, речитативных, песенных и игровых произведений.

К детскому фольклору относят как творчество самих детей, так и произведения, которые составляются для детей взрослыми. Такое разделение происходит из-за того, что игровые и ритмико-интонационные навыки детей зависят от возраста. В раннем возрасте (с первых дней рождения и до 3 — 3,5 лет) эмоциональное, моторное и умственное развитие ребёнка зависит целиком от взрослых. Взрослые исполняют для детей раннего возраста колыбельные песни и разные потешки.

Вторую часть детского фольклора составляют произведения для детей среднего и старшего возраста. К ним относятся произведения, которые поются или ритмично произносятся: игровые песни, дразнилки, считалки, небылицы, заклички, шуточные песни, а также присказки, скороговорки, загадки, сказки. Некоторая их часть составлена взрослыми для детей, но большинство из этого вида — это творчество самих детей[1].

Г. С. Виноградов, один из знатоков народного фольклора, первым стал широко употреблять термин «детский фольклор» и отмечал, что им целесообразно обозначать произведения, составленные самими детьми, а также поэзию пестования (небольшие лирические произведения, которые читают взрослые, лаская детей). Несколько позже к этому виду приобщили колыбельные песни (хотя некоторые учёные до сих пор считает их видом семейно-бытовой лирической песни). Также было обнаружено, что некоторые произведения, которые бытовали в среде взрослых, потеряв свой первоначальный сакральный смысл, в несколько видоизменённом, упрощённом виде перешли в детский фольклор. Все знатоки фольклора пришли к единому мнению, что к детскому фольклору относятся и произведения детей, и произведения, написанные для детей взрослыми. Детский фольклор имеет свою специфику: соответствует возрастному развитию детей в выборе тем, образов, идей; характеризуется сочетанием стихов и прозы с элементами игры, сопровождающими движениями; во многих произведениях (составленных взрослыми для детей) проявляется выраженное воспитательное значение[2].

В отдельных случаях бывают произведения, которые нельзя отнести в одну группу. Каждая из этих групп имеет свои особенности, делится на меньшие подгруппы. Общая черта их всех — детская тематика, они составлены для детей до 5 лет.