Речитатив


Речитати́в — музыкальная форма, не выдержанная в строгой метрической сетке, род певучей декламации.

Воспроизводит ритмический и интонационный рисунок естественной речи. Текстовой основой речитатива может быть как поэзия, так и проза.

В вокальной музыке барокко и венской классики использовались речитативы secco и accompagnato, позже различные виды речитатива нередко смешивались.

В операх и ораториях речитатив обычно сопровождается сухим аккомпанементом и исполняет функцию связок между ариями. При этом в речитативах отражается драматическое действие, а в ариях - эмоциональная реакция персонажей на него[1].

Появился во второй половине XVII века в творчестве композиторов неаполитанской оперной школы. Певец поёт под аккомпанемент basso continuo, который реализуется обычно как последовательность аккордов (без орнаментики и мелодических фигур) и не выражает настроения, а только служит для указания певцу тональности и для подчеркивания знаков препинания. Аккорды берутся преимущественно там, где в речитативе есть перерыв. Иногда в промежутке между двумя фразами, имеющими перерыв, вставляется короткий ритурнель с фигурой, выражающей настроение. Такой речитатив имеет очень мало мелодического содержания. На каждый слог текста требуется только один звук. Форма такого речитатива неопределённая и находится в полной зависимости от текста. Певцом он исполняется свободно, не в темп. В отличие от арии, может передавать эмоции, сложные психические состояния.

Сложился также в конце XVII века, как и сухой речитатив. В отличие от сухого речитатива, где певца сопровождает лишь партия basso continuo (на органе, клавесине и др.), в речитативе accompagnato (итал. accompagnato, буквально «с аккомпанементом») заняты инструменты с выписанными партиями (вплоть до целого оркестра). Этот тип речитатива получил развитие в высоком барокко (пассионы И.С. Баха) и в музыке эпохи классицизма (оперы К.Ф. Глюка, А. Сальери и т.п.).