Джавдет


Джавде́т — злодей, закадровый персонаж фильма «Белое солнце пустыни», ряда книг, сценариев, статей, а также стихотворений и анекдотов. Объект ряда научных исследований и персонаж литературных произведений. Воспет в стихах и употребляется в качестве имени нарицательного в публицистике, и заклятый враг Саида[1].

О Джавдете известно крайне мало и, в основном, со слов Саида, так как сам Джавдет в кадре не появляется. Со слов Саида его можно охарактеризовать как трусливого, коварного, жадного и безжалостного разбойника, который убил отца Саида, а самого Саида связал и закопал в бархан, дабы тот умирал долгой мучительной смертью под палящим солнцем пустыни. После спасения Саида красноармейцем Суховым со слов Абдуллы, Джавдета не следует искать у Сухого Ручья, так как «его там нет». После разгрома банды Абдуллы Сухов предлагает Саиду свою помощь в поиске Джавдета, но тот категорически отказывается, ввиду того что месть является для него делом первостепенной важности и семейной чести.

В первоначальном сценарии фильма Джавдет не просто связал и закопал Саида в бархан, но для верности предварительно ещё и ранил его — поэтому Сухову пришлось в буквальном смысле слова тащить его до ближайшего населённого пункта — вымышленного городка Педжента[1]. Впоследствии этот и многие другие эпизоды не вошли в конечную прокатную версию картины. Тем не менее, неизменным от первоначального сценария остаётся отказ Саида помогать Сухову защищать отвоёванный гарем — ему надо отомстить Джавдету за смерть отца[2]. Кроме того, сам Сухов не проявил особого интереса к личным проблемам откопанного им ранее Саида — в фильм не вошла соответствующая сцена[3].

В продолжении фильма, который собирался снимать Владимир Мотыль, счета Саида с Джавдетом остались не сведёнными, и Джавдет возникал в новом сюжете как один из главных героев продолжения конфликта. По словам самого режиссёра, у него была идея продолжить приключения Сухова, но, по его же словам, этому помешала волокита, связанная со съёмками и выходом в прокат первой ленты: «У нас со сценаристами действительно были идеи сделать вторую и, может, даже третью картину: чтобы Верещагин выплыл, снова встретил Сухова, который так и не может выйти из этой пустыни, чтобы он помог Саиду одолеть Джавдета — вариантов могла быть масса. Но когда я вспоминал, сколько издевательств пришлось мне вытерпеть во время съёмок и особенно после…», — таким образом, съёмки продолжения картины — второй и третьей части — было решено отложить на неопределённое время[4].