Джаядева


Джаяде́ва (Jayadeva, ория ଜୟେଦବ, санскр. जयदेव; предполагаемые годы жизни 1170—1245) — средневековый индийский поэт и яркий представитель вайшнавской традиции. Писал свои сочинения на санскрите. Джаядева принадлежал к касте брахманов, жил в Бенгалии и следовал пути бхакти. Его стихи вошли в священную книгу сикхов «Гуру грантх сахиб». Джаядева считается автором знаменитой музыкальной лирической поэмы «Гитаговинда» («Песнь о пастухе»). Как бхакта Джаядева оказал сильное влияние на развитие культа Кришны и гаудия-вайшнавизма. Джаядева также является автором обширного трактата по поэтике «Чандра-лока»[2].

О биографии Джаядевы сохранились отрывочные сведения. Поэт родился в семье брахмана Бходжадевы (Bhojadeva) в деревне Кендули Сасан в Ориссе, недалеко от города Пури. Датировки жизни Джаядевы возможны благодаря его упоминанию о себе в строфе 1.4 текста 1 «Гитаговинда». В ней Джаядева называет своих современников — поэтов Умапатидхару, Шарану, Говардхану, Дхойи — и среди них самого себя[3]. Джаядева также сообщает о себе, что он родился в Киндубилве. Последняя тождественна, по всей видимости, упомянутой Кендули на берегу реки Аджай в Бенгалии, где ежегодно в последний день месяца магха (январь—февраль) справляется праздник в честь поэта[4].

Ряд легенд о Джаядеве дошёл до нас в сборнике преданий о кришнаитских святых, называемом «Бхактамала» (гл. 39—41), составленном в санскритских стихах Чандрадаттой. Молодым он покинул родительский дом и стал вести жизнь странствующего аскета, исповедующего любовь к Кришне. Считается, что Джаядева женился на девадаси Падмавати[5]. Поэт не хотел связывать себя семейными узами, однако Падмавати сказала, что всё равно не оставит его. Они были счастливы друг с другом до конца жизни супруги. Падмавати так любила Джаядеву, что лишилась жизни, услышав однажды слух о его смерти[4].

Джаядева почитается как образец глубокого бхакти. Его сознание было наполнено Кришной — Джаядева воспринимал всё окружающее как проявление божественного. Когда Джаядева брал свою одежду, чтобы надеть её, он видел в ней Кришну и не относился к ней как к одежде. Святой ходил по улице нагим и люди набрасывали на него одеяние. Он даже не носил письменных принадлежностей для записи своих произведений, поскольку, по его мнению, они были непозволительной роскошью. Джаядева не оставался спать под одним деревом две ночи подряд, чтобы не оказаться привязанным к земным удобствам[7].