Джа-лама


Дамбиджалцан (тиб. བསྟན་པའི་རྒྱལ་མཚན་; монг. Лувсандамбийжалсан; Дамбийжаа, Дамбижанцан; сокр. Джа-лама (монг. Жа лам); 1860, Астрахань — 1923, Шар Хулсны булаг, крепость Тенпай Джалцаны Байшин), носил титул Сайд-нойон-хутухта[1], военачальник, хошунный князь, деятель национально-освободительного движения в Западной Монголии в 1910-х годах, считавшийся ламой.

Ранняя биография известна лишь со слов самого Дамбиджалцана и по слухам. Достоверность этих сведений сомнительна. Согласно этим данным, Дамбиджалцан родился в 1860 году в окрестностях Астрахани, в семье калмыка Темурсана Санаева, и принадлежал к племени дербетов. При рождении ему дали имя Амур (по другим сведениям — Балдан)[2]. По сведениям Ю. Н. Рериха, около 1865 года, местные жители вытесняли и семья Санаевых переехала в Монголию, он был отдан в Долоннорский дацан для обучения грамоте[2]. Проявив себя чрезвычайно способным учеником, был направлен в Тибет, где много лет учился в буддийском университете Гоман-дацан в столичном монастыре Дрепунг и получил прекрасное буддийское образование. При этом, как свидетельствует устная традиция, он был вынужден покинуть Лхасу из-за совершённого им убийства соседа-монаха, лишившись тем самым монашеского сана. Однако Дилова-хутухта Жамсранжав, сообщая о путешествии Дамбиджалцана в Тибет, ничего не пишет о его обучении там.

Дамбиджалцан, по сообщению Ю. Н. Рериха, несколько лет служил одним из да-лам (глава департамента) пекинского ямыня при Джанджа-хутухте VII Лувсан Балдан Тенпай Дронме, где ему вверялось устанавливать календари и решать другие астрономические и метафизические вопросы[2].

Однако, по мемуарам Дилова-хутухты, Дамбиджалцан «сам себя называл ламой, но никто не знал, был ли он в действительности таковым. Никто не знал его настоящий возраст. Никто не знал настоящей правды о нём»[3].

В 1890 году Дамбиджалцан появился в Западной Монголии, выдавая себя за воплощение Амурсаны — джунгарского князя, в XVIII веке восставшего за освобождение монголов от власти империи Цин и вновь родившегося, чтобы избавить Монголию от маньчжуро-китайского ига. Вскоре к нему присоединились два влиятельных западномонгольских тулку, Джалханза-хутухта и Ялгусан-хутухта.