Джейрани


Джейрани, Джейраны или Джайрани (азерб. Ceyranı, арм. Ջեյրանի или арм. Ջեյրանի պես [джейрани пес] — «подобно джейрану»), известный также как «джейран-балла»[1] (азерб. Ceyran bala[2]) — старинный азербайджанский[3][2][1][4][5] и армянский[6][7] сольный танец. Азербайджанский вариант танца относится к числу наиболее популярных сольных женских танцев Азербайджана[8][1]. Армянский вариант танца распространён в Карабахе и Зангезуре[6].

Армянский вариант танца исполняется женщинами[6], азербайджанский же вариант может исполняться как женщинами, так и мужчинами[2][10].

Русский этнограф П. Востриков в своей статье «Музыка и песня у адербейджанских татар»[прим. 1], опубликованной в 1912 году в «Сборнике материалов для описания местностей и племен Кавказа», отмечал, что есть несколько танцев, которые пользуются у «адербейджанских татар» большой популярностью, один из которых называется по-азербайджански (у автора — «по-татарски») «джейраны»[11]. Движения азербайджанского варианта танца передают лёгкость и изящество газели[10], отличающейся стройностью сложения, ловкими, пугливыми движениями, легкостью прыжка и бега[4]. Грациозность и мягкость движений джейрана показаны в этом танце более чётко[2]. В середине азербайджанского быстрого танца, состоящего из ряда основных танцевальных движений, появляются внезапные ферматы и длинные звуки в мелодии танца[12].

Армянский вариант «Джейрани» подчёркивает красоту женщины, которая сопоставляется с антилопой. Выпрямленный стан девушки, манера держать руки и голову перекликаются с движениями джейрана. Танец строится по кругу, для него характерны мягкая поступь и упругие шаги, лёгкое взбрасывание кистей рук вверх, а также медленные «двели» (одно из основных движений армянского танца)[6].

Музыкальный размер6/8 (3/4). Темп — скорый. Ладшур и раст[5]. Азербайджанский вариант танца обладает лирической мелодией, для которой характерны беглость и повторение отдельных музыкальных фраз[5].

Ноты музыки танца, записанные азербайджанским композитором Саидом Рустамовым, были опубликованы в 1937 году в сборнике «Азербайджанские танцевальные мелодии»[13].