Дженкинс, Томас (антиквар)


Томас Дженкинс (англ. Thomas Jenkins, 21 декабря 1722, Сидбери, Ист-Девон — 15 мая 1798, Ярмут, о. Уайт) — британский антиквар, коллекционер произведений античного искусства, живописец[4].

Томас Дженкинс родился в Сидбери (Sidbury), графство Девон (юго-западная Англия). Учился живописи у Томаса Хадсона в Лондоне. В 1750 году отправился в Италию, в Рим вместе с пейзажистом Ричардом Уилсоном и остался там на многие годы. Он служил чичероне (проводником), ссужал деньги приезжавшим в Италию англичанам, торговал предметами старины, занимался живописью. Однако, хорошо знакомый с бедствующими художниками в Риме, Дженкинс посчитал, что мог бы лучше зарабатывать на жизнь как гид и торговец, чем как художник; и со временем он стал авторитетным знатоком и антикваром для британских джентльменов.

Дженкинс сотрудничал со скульпторами-реставраторами, такими как знаменитый Бартоломео Кавачеппи. Среди предметов старины, которые прошли через руки Дженкинса и над которыми работали реставраторы, была, к примеру, одна из реплик скульптуры «Дискобол», обнаруженная на вилле Адриана в Тиволи, которую Дженкинс продал Чарльзу Таунли (сейчас находится в Британском музее в Лондоне). Дженкинс также отправлял в Лондон для продажи произведения живописи итальянских и французских художников.

Дженкинс помогал формировать коллекции Уильяму Петти, лорду Шелбёрну и лорду Лэнсдауну, Генри Бланделлу, открыл «Венеру Дженкинса», более известную по названию «Венера Барберини» из Палаццо Барберини в Риме (статуя по типу Афродиты Книдской Праксителя). До 1765 года Венера Дженкинса находилась в Палаццо Барберини (продана в 2012 году на аукционе Christie’s в Лондоне[5].

В 1770 году по распоряжению Папы Климента XIV Дженкинс и живописец Гэвин Гамильтон стали распорядителями коллекции древностей семейства Маттеи. Это была одна из самых знаменитых частных коллекций в Риме. Папа Климент сделал первый отбор для своего музея Пио-Клементино в Ватикане, а Дженкинс и Гамильтон выступили в качестве агентов дона Джузеппе Маттеи для дальнейшей распродажи. К тому времени, когда были выпущены три тома каталога «Памятники Маттеи» (Monumenta Mattheiana, 1776—1779), большая часть «мраморов Маттеи», некоторые из которых были куплены напрямую Дженкинсом, уже находилась за пределами Италии.