Музей Пио-Клементино


Музей Пио-Клементино[1] (итал. Museo Pio-Clementino) — один из музеев Ватикана во дворце Бельведер. Музей основан по поручению папы Климента XIV (1769—1774) и Пия VI (1775—1799) с целью хранения произведений искусства античного Рима.

В 1770 году папа Климент XIV при поддержке своего казначея Джован Анджело Браски, будущего папы Пия VI, распорядился собирать все археологические находки и приобретать новые произведения для своего музея. Первыми приобретениями стали монументальные мраморные «канделябры Барберини», в то время находившиеся в коллекции Франческо Фускони, собрание скульптур из коллекции Маттеи. Сначала было решено разместить новые приобретения в галереях Ватиканской библиотеки, но обширность закупок потребовала нового места. Выбор пал на дворец Бельведер, где с XVI века хранились известные античные скульптуры. Лоджия здания и некоторые смежные комнаты были переоборудованы архитектором Алессандро Дори. С приходом Пия VI на папский престол в феврале 1775 года проект, в том числе стараниями неутомимого Джованни Баттиста Висконти, занимавшего в то время должность Уполномоченного по древностям Рима (Commissario delle Antichità di Roma), приобрел широкие масштабы за счет строительства новых залов, соединивших здание пятнадцатого века с верхними коридорами западной галереи постройки Донато Браманте[2].

Работы продолжались до 1793 года. После смерти А. Дори в 1772 году строительство возглавили архитекторы Микеланджело Симонетти и Джузеппе Кампорезе. Джованни Висконти принимал самое деятельное участие в предприятии: он отбирал скульптуры в мастерских художников и лавках антикваров, с которыми напрямую договаривался о закупочной цене, выбирал лучшие работы, которые были обнаружены в результате раскопок, проводимых в Папской области, руководил реставрацией скульптур, составлял отчёты и аннотации экспонатов на латинском языке. Висконти начал составление обширных каталогов Музея Пио-Клементино, продолженное его сыном Эннио Квирино Висконти. При его жизни в 1782 году в Риме был опубликован первый том: «Музей Пио-Клементино, описанный Джамбаттистой Висконти, префектом древностей Рима, том I, посвященный Святейшеству нашего Господа Пию Шестому Великому Понтифику» (Il Museo Pio-Clementino descritto da Giambattista Visconti Prefetto delle Antichità di Roma, Tomo I, dedicato alla Santità di Nostro Signore Pio Sesto Pontefice Massimo). За ним последовали ещё шесть, опубликованные между 1784 и 1810 годами его сыном Эннио Квирино[3]. После смерти Висконти Старшего, последовавшей 2 сентября 1784 года, должность хранителя коллекций занял Джованни Пьерантони.

При папе Юлии II квадратный внутренний дворик назывался итал. Cortile delle Statue: в нём среди апельсиновых деревьев располагались античные статуи. В 1775 году М. Симонетти, осуществлявший реконструкцию дворца по заказу папы Пия VI, перестроил его в октагональный (итал. Cortile Ottagono). В 1803 году в четырёх углах дворика были устроены отделённые аркадами четыре ниши: