Лоджия


Ло́джия (итал. loggia — беседка, крытая галерея[1], от лат. logeum — подмостки, помост театральной сцены) — галерея, чаще с аркадой на колоннах, открытая с одной, реже с двух (угловая лоджия), сторон[2][3]. В отличие от балкона или эркера, лоджия не выступает за пределы стены здания[1][3].

В жилой архитектуре XX—XXI веков название «лоджия» сближают с понятием модифицированного балкона, заглублённого в стену и открытого только с одной стороны, иногда застеклённого[4]. Такое отождествление лоджии и балкона неправомерно с точки зрения истории и теории архитектуры, поскольку исторически лоджии возникали в качестве галерей первого этажа итальянских палаццо, открытых в пространство улицы или городской площади[5][6].

Лоджии считаются изобретением эпохи итальянского Возрождения, однако они происходят от древнегреческих ксист др.-греч. ξυστός — крытая галерея в греческих гимнасиях для атлетических упражнений в холодное время года. В отличие от портиков ксисты встраивали в здания наподобие стои. Подобные галереи римляне устраивали в перистилях загородных вилл[3]. В итальянских городах под открытые галереи приспосабливали первые этажи средневековых палаццо. С одной, фронтальной, стороны либо с двух сторон (если здание находится на углу, пересечении улиц) лоджии оформляли аркадами и балюстрадами. Подобные галереи защищали от солнца и дождя и в то же время связывали здание с улицей. В редких случаях ренессансное палаццо обходилось без лоджии. В лоджиях хозяева встречались с соседями, обсуждали дела, заключали торговые сделки. Такова Лоджия дель Консильо в Вероне (итал. Loggia del Consiglio — Лоджия Совета; 1476—1493)[3].

Выдающимся памятником архитектуры раннего итальянского Возрождения является Оспедале дельи Инноченти (Воспитательный дом) во Флоренции с «аркадой по колоннам» главного фасада (1419—1445). Бывший приют для бездомных детей построен выдающимся тосканским архитектором Филиппо Брунеллески[7]. Это одно из первых сооружений эпохи итальянского Возрождения, оказавшее огромное влияние на развитие итальянской и всей мировой архитектуры[8].

В ренессансной Флоренции знаменита Лоджия деи Ланци (1376—1382), построенная на углу площади Синьории (главной площади города). Её настоящее название: Лоджия делла Синьория (итал. Loggia della Signoria) — сооружение на площади Синьории, которое предназначалось для собраний членов Флорентийской Синьории (выборных лиц для управления городом). Позднее лоджию приспособили для размещения городской гвардии, вооружённой алебардами (итал. lancia — копьё, пика), что дало повод к новому названию. Похожую архитектуру имеет во Флоренции Меркато Нуово (Новый рынок; 1547—1551)[9][10].